Welcome to Statistika qo'mitasi   Click to listen highlighted text! Welcome to Statistika qo'mitasi Powered By GSpeech

Кияткина Елена Васильевна 
начальник Управление организации и методологии
статистических работ Государственного
комитета Республики Узбекистан по статистике

В условиях открытой экономики одним из важнейших инструментов государственного управления является наличие разнообразной и оперативной информации, а основополагающим элементом единого информационного пространства - достоверная и актуальная государственная статистика.

Современная статистика Узбекистана – это не просто «машина» для сбора простого суммирования полученной от предприятий государственной статистической отчетности, а большое количество статистических и аналитических расчетов и оценок на основе международной методологии.

Для подготовки статистических таблиц и аналитических материалов в настоящее время используется более миллиона разнообразных показателей, поступающих из различных источников, включая отчеты юридических лиц, аналитические материалы и административные базы данных государственных органов, опросы и непосредственные наблюдения, проводимые специально обученными интервьюерами.

На их основе формируются и распространяются наборы статистических данных, позволяющие оценить макроэкономические индикаторы, осуществить анализ причин и факторов, влияющих на социально-экономическую ситуацию в республике и регионах, а также сопоставить показатели Узбекистана с соответствующими данными других стран.

При этом, из более 10 миллионов сводных или расчетных показателей, ежегодно формируемых органами государственной статистики в рамках Программы государственных статистический работ - 22,9% приходится на макроэкономическую статистику, 51,8% - на статистику реального сектора, 25,3% - на социальную статистику.

Вместе с тем, общество и экономика для обеспечения своего устойчивого развития предъявляют всё более высокие требования не только к разнообразию, но и к качеству статистической информации, так как недостаточно точные и надежные данные могут привести к необоснованным или ошибочным хозяйственным решениям или социальным мерам.

Чтобы обеспечить такое качество необходимо не только применение в статистических расчетах научной статистической методологии гармонизированной в международном масштабе, но и внедрение на системной основе инновационных методов и технологий управления качеством. 

Национальные статистические организации большинства стран регулярно оценивают и принимают меры по улучшению качества статистических процессов и статистических результатов на основе единой методологии, согласованной на международном уровне.

В международной статистической практике термин «качество» трактуется  широком смысле и охватывает все аспекты того, насколько хорошо статистические процессы и статистические результаты оправдывают ожидания потребителей и заинтересованных сторон.

Хорошее качество означает не только удовлетворение потребности потребителей в наборах данных, но и устранение обеспокоенности респондентов относительно отчетной нагрузки и конфиденциальности отчетов, обеспечение надежной методологии статистических расчетов, оптимизация затрат на подготовку и распространение данных, наличие законодательной базы гарантирующей беспристрастность и объективность информации.

С середины 90-х годов ряд стран и международных организаций разрабатывает инструменты управления качеством, от концепции до детальных наборов процедур и показателей качества. Однако единое, согласованное на мировом уровне руководство для использования национальными статистическими органами на сегодняшний день отсутствует.

Наиболее широко используемым стандартом качества в мире является серия систем управления качеством ИСО 9001, вместе с тем, по мнению некоторых международных экспертов для использования статистическими органами  больше подходит серия ИСО “ISO 20252:2006 market, opinion, social research, vocabulary and service requirements” (рынок, мнение,  социальные исследования, словари и требования по обслуживанию) или специализированные инструменты качества, такие как «Модель совершенствования EFQM» Европейского фонда менеджмента качества, стандарты по Общему управлению Качеством (TQM), Сбалансированная система показателей (ССП), Инструмент управления (BSC) и другие.

В 1994 году Статистическая комиссия ООН опубликовала «Основные принципы официальной статистики Организации Объединенных Наций». Указанные в данном документе 10 принципов признаются ООН основополагающими по отношению к системе управления качеством в статистике. Кроме того, Комитетом по координации статистической деятельности опубликованы в 2005 году «Принципы Организации Объединенных Наций, регулирующие международную статистическую деятельность».

В рамках Европейской статистической системы также было разработано «Заявление ЕСС по качеству»  (“ESS Quality Declaration”), принятое Комитетом по статистической программе в 2001 году и на основе принят Европейский кодекс статистической практики, опубликованный в 2005 году.

Кодекс обязывает Евростат и национальные статистические управления государств-членов ЕС придерживаться общего и всеобъемлющего подхода к выпуску высококачественной статистики. Он включает определение понятия «качество статистики» и 15 основных принципов. Для каждого принципа Кодекс устанавливает набор показателей, отражающих передовую практику.

В целях применения согласованного подхода Евростатом разработаны «Базовые принципы обеспечения качества» (“Quality Assurance Framework”), включающие четыре типа оценки качества по восходящей степени сложности: самооценка, поддерживаемая самооценка, коллегиальный обзор и скользящий обзор, а также пять основных элементов обеспечения качества: документация, стандартизация процессов и статистических методов, измерение характеристик качества, стратегическое планирование и контроль, меры по совершенствованию. Правительства стран ЕС, как правило, не вмешиваются в процедуры оценки качества статистики, так как общественностью это может быть истолковано как нарушение профессиональной независимости или вмешательством
в целях корректировок данных.

Еще один важный документ в области качества европейской статистики принят в 2009 году, в нем определены восемь критериев качества (актуальность, точность, своевременность, пунктуальность, доступность и ясность, сопоставимость, согласованность).

На основе концептуальных международных стандартов качества статистические органы страны разрабатывают и применяют собственные концепции, стандарты и инструменты, чтобы повысить доверие национальных пользователей и международной общественности к подготавливаемой статистической информации и выдержать конкуренцию в условиях большого количества разнообразной цифровой и аналитической информации доступной в сети Интернет.

В дополнение к документам, определяющим концептуальные основы достижения высокого качества официальной статистики, разработан ряд практических документов, содержащих рекомендации относительно проведения систематических и всеобъемлющих оценок качества, подготовки отчетов о качестве и  инструментах качества.

Среди них, одним из наиболее известных и часто применяемых в статистической практике является Основа оценки качества данных (ООКД (DQRS)) Международного валютного фонда (МВФ). ООКД разработана Статистическим департаментом МВФ и дополняет аспект качества, определенный в Общей системе распространения данных МВФ (ОСРД) и Специальном стандарте распространения данных (ССРД).

 ООКД позволяет сопоставить используемые странами методы формирования показателей с передовыми методами на основе пяти измерений качества данных: целостность, методологическая обоснованность, точность и надежность, пригодность к использованию и доступность. Для каждого измерения определяется от трех до пяти элементов передовой практики и несколько показателей по каждому элементу для оценки наборов данных с помощью основных вопросов и ключевых индикаторов. При этом первые три уровня являются общими для всех наборов данных, а нижние уровни являются конкретными для каждого типа набора данных.

Ограничивает применение ООКД то, что она охватывает только часть макроэкономической и финансовой статистики и устанавливает измерения качества для набора показателей, распространяемых в рамках ОСРД.

Госкомстат в своей деятельности по улучшению качества также тесно взаимодействует с Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН) и Статистической комиссией ООН (СКООН) (ключевыми международными статистическими организациями) и руководствуется общепризнанными основными аспектами качества данных и другими рекомендуемыми стандартами в сфере статистического качества.  

В частности, рекомендуемые ООН Основные принципы официальной статистики соответствуют основным принципам государственной статистики, определенным в статье 4 Закона Республики Узбекистан «О государственной статистике», а именно - достоверность, объективность, беспристрастность, актуальность, сопоставимость и стабильность, доступность, прозрачность и открытость.

Специалисты Госкомстата, реализуя меры по дальнейшей интеграции национальной статистической системы в международную статистическую систему постоянно изучают инновации в сфере статистических методов и лучшую практику статистических наблюдений путем отслеживания публикаций в специальных изданиях и СМИ, участвуя в семинарах и тренингах международных и зарубежных статистических организаций, а также путем регулярных контактов с международными экспертами по вопросам гармонизации методологии.

Так, например, в апреле 2018 года специалисты Госкомстата и других ведомств, ответственных за подготовку Национальной страницы сводных данных Узбекистана по стандарту МВФ р-ОСРД (расширенная Общая система распространения данных) встречались с консультантами МВФ  по техническому содействию, где одним из рассматриваемых вопросов было соответствие описания распространяемых экономических и финансовых показателей стандартам ООКД, а также планы по улучшению данных.

Кроме того, в октябре-ноябре 2018 года ожидается прибытие миссии Статистического отдела ЕЭК ООН с целью проведения совместного обзора внедрения международных статистических стандартов и наилучших практик в Узбекистане.

В процессе совместного обзора экспертами ЕЭК ООН будет проведен экспертный анализ организационного уровня развития национальной статистики, ее соответствие Основным принципам официальной статистики ООН, рассмотрены используемые термины, понятия и ключевые индикаторы, а также уровень внедрения рекомендованных передовых статистических методов и стандартов в области экономической, социальной и демографической статистики. На этой основе будет подготовлен обзор, включающий рекомендации по дальнейшему совершенствованию методологии проведения статистических наблюдений и повышению эффективности выполнения различных этапов государственных статистических работ.

В настоящее время работа Госкомстата по управлению качеством сосредоточена в следующих основных направлениях:

совершенствование методологической основы для получения качественной статистики;

системный контроль качества процессов сбора и обработки статистических данных;

взаимодействие с респондентами и пользователями статистической информации при определении ключевых направлений совершенствования статистики.

Следует отметить, что в настоящее время, когда электронный обмен статистическими данными стал обычной практикой стран и международных статистических организаций, требования к согласованности данных между участниками этого процесса постоянно растут, соответственно необходимо постоянное внедрение новых и лучших статистических методов и процессов. 

Системные инновации в статистической методологии являются одной из важнейших составляющих качества и международной сопоставимости статистических показателей, а также позволяют в условиях растущего спроса на статистические данные подготавливать и распространять их с большой гибкостью и минимальными затратами.

За последние 10 лет в системе государственной статистики было внедрено более 100 методологических документов, адаптированных к национальным условиям, в частности только за последние 3 года разработан 41 новый методический документ и внесены усовершенствования в 13 действующих методик.

Эти методические документы размещены на официальном сайте Госкомстата в специальной электронной библиотеке. Ознакомиться и использовать их, могут не только работники системы статистики, но любой желающий лучше понять или самостоятельно оценить применяемую методологию расчета конкретных показателей или сравнить ее с международными и зарубежными аналогами.

Необходимо отметить, что в современной статистической практике странам предлагается не только использовать гармонизированную методологию, но и формировать так называемые «метаданные», т.е. интегрированную на национальном и международном уровнях систему документирования.

Статистические метаданные определяются как "данные, необходимые для правильного получения и использования тех статистических данных, которые они описывают". Метаданные включают систематизированное описание понятий, необходимых для поиска и представления данных (например, Ташкентская область; 2014 год), а также справочную информацию (определение показателя, его практическое применение, краткое описание методов наблюдений и расчетов, календарь распространения). В составе метаданных также описывается качество данных (например, включаются пояснения о возможных источниках ошибок, погрешностях и доверительных интервалах при проведении наблюдений выборочными методами).

Таким образом, создание целостной и четко функционирующей системы метаданных и унификация статистической терминологии является на современном этапе инновационным средством улучшения связи и взаимопонимания между статистиками, методологами, респондентами и пользователями статистических информационных систем. 

Важным преимуществом системы метаданных является наличие структурированного каталога, что позволяет пользователям быстро в режиме «онлайн» находить требующуюся статистику в сети Интернет по запросу или через систему поиска и переводить на новый качественный уровень оказание интерактивных статистических услуг.

В идеальной ситуации метаданные, находящиеся в центральном хранилище автоматически связываются с онлайновыми базами данных на веб-сайте статистической организации. Это позволяет пользователям при использовании базы данных статистических показателей сразу же получать доступ к их унифицированному описанию в краткой и лаконичной форме. При этом,  даже неподготовленный пользователь может легко понять методологию формирования показателя и самостоятельно сделать вывод удовлетворяет ли его качество полученной информации.

Опыт Госкомстата в области формирования метаданных пока является небольшим. На первом этапе, с 2018 года на официальном сайте Госкомстата размещены и регулярно обновляются метаданные по экономическим и финансовым показателям, распространяемые в рамках работ по присоединению к р-ОСРД МВФ. Максимально расширить и разместить на официальном сайте метаданные по всем ключевым показателям планируется до 2021 года.

Внедрение и использование инновационной единой системы метаданных позволит избежать последующих неоправданных затрат при интеграции различных информационных ресурсов, проведении статистических расчетов с использованием данных, полученных в разное время из различных источников, а также при построении динамических рядов.

В долгосрочной перспективе развитыми странами предполагается использование одного и того же словаря поиска для web-сайтов государственных, международных структур и частного сектора. При этом один запрос может быть одновременно отправлен пользователем по разным адресам и обеспечит ему возможность составления и обобщения информации, полученной из различных источников (национальных, зарубежных, международных), а также формирования на этой основе собственных аналитических материалов в режиме «онлайн».

Для создания такого словаря в качестве предпочтительного стандарта Статистическая комиссия ООН в феврале 2008 года признала – стандарт SDMX (Statistical Data and Metadata Exchange). Данный стандарт разработан совместно Банком международных расчетов (BIS), Европейским Центральным Банком, Статистическим бюро европейского сообщества (Евростат), Международным валютным фондом (IMF), Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD), Статистическим департаментом ООН и Мировым банком. Он определяет форматы для обмена агрегированными статистическими данными, а также метаданными, требуемыми для понимания того, как эти данные структурированы.

С момента возникновения инициативы ООН стандарт SDMX признается и используется все большим числом статистических организаций. Так, в настоящее время его использует МВФ, Евростат, национальные статистические службы стран ЕС и отдельные страны СНГ.

С 2018 года Госкомстатом также начаты подготовительные работы по внедрению международного стандарта обмена статистическими данными и метаданными SDMX с его последующим использованием на официальном сайте. Это позволит повысить страновой рейтинг статистического потенциала Узбекистана и войти в число передовых статистических организаций в части использования современных информационных технологий.

Другим необходимым условием успешной реализации мер по управлению качеством является организация эффективной системы внутреннего контроля. В настоящее время данная функция реализуется специальным подразделением в структуре Госкомстата, которое на постоянной основе осуществляет мониторинг соблюдения сроков выполнения работ на республиканском и территориальном уровне и подготавливает соответствующую информацию для рассмотрения руководителями органов государственной статистики
и на заседаниях коллегиальных органов.

Кроме того, внедрены в практику документы, координирующие взаимодействие всех подразделений статистики при обеспечении качества статистических наблюдений, такие как: «Порядок проведения органами государственной статистики первичного статистического анализа отчетных данных организаций, с выявлением и устранением ошибок и несоответствий в данных», «Регламент организации работ по обеспечению полноты охвата отчитывающихся субъектов в процессе сбора государственной статистической отчетности», «Регламент координации и мониторинга хода работ по подготовке и проведению комплекса выборочных статистических обследований экономической деятельности хозяйствующих субъектов».

С 2018 года Госкомстатом внедрена оценка эффективности статистической деятельности территориальных органов статистики, на основе 6 критериев:

точность и надежность данных - полнота сбора, объективность и достоверность первичных данных, минимизация допустимой ошибки выборки;

своевременность и пунктуальность - выпуск статистических данных в строгом соответствии со сроками, установленными в Программе государственных статистических работ, международными рекомендациями и потребностями пользователей;

взаимосвязанность и сопоставимость – единство методологии, сопоставимость статистических показателей в течение требуемого отрезка времени, в разрезе территорий, в международном масштабе;

доступность и ясность – доступность в сети Интернет и средствах массовой информации наборов статистических показателей по направлениям статистики, соответствующих аналитических и визуальных материалов, описания данных, методов и методологий;

умеренность нагрузки на отчитывающихся субъектов - использование информационных технологий для сбора данных, минимизация времени субъектов на заполнение форм государственных статистических наблюдений, межведомственный обмен с другими органами государственного управления;

основательность владения статистическим инструментарием – постоянное повышение уровня профессиональной подготовки работников, использование современных информационно-коммуникационных технологий, соблюдение принципов профессиональной этики.

Для каждого из этих критериев разработаны соответствующие индикаторы, на основании которых по итогам каждого квартала осуществляется интегрированная оценка эффективности деятельности подразделений статистики по совокупности выполненных государственных статистических работ. Результаты оценки учитываются при рассмотрении деятельности и поощрении руководителей и специалистов.

В продолжение начатых инноваций, обеспечивающих рост качественного уровня статистических работ и статистической деятельности в целом планируется внедрение в среднесрочной перспективе до 2021 года в статистические процессы базового пакета системы менеджмента качества DatQAМ. Мероприятия базового пакета наряду с уже внедренными усовершенствованиями будут включать изучение и учет отзывов пользователей статистики, проведение самооценки или внешней оценки (т.е. выполняемой международными, зарубежными или национальными экспертами), с последующим распространением ее результатов через официальный сайт, включение в состав метаданных информации о качестве.

Следует отметить, что невозможно обеспечить высококачественную статистику без активного взаимодействия с респондентами, предоставляющими отчетные данные.

Поэтому еще одним новым направлением статистической деятельности является налаживание обратной связи с респондентами с использованием современных Интернет-технологий.

Госкомстатом внедрена практика тестирования новых форм статистических наблюдений, путем размещения их проектов на официальном сайте Госкомстата и Правительственном портале. Все поступившие замечания тщательно изучаются и учитываются при подготовке окончательных макетов форм и их последующего утверждения. Следует отметить, что в этой деятельности значительную помощь статистикам оказывает Торгово-промышленная палата Узбекистана, которая организует изучение и обсуждение статистических форм среди своих членов и направляет Госкомстату обобщенные замечания и предложения.

Также, с 2015 года практикуется обмен электронными сообщениями при приеме отчетов и размещение разъяснений по часто возникающим вопросам непосредственно на электронном бланке формы, а с 2018 года в процесс сбора статистических отчетов внедрена система «Онлайн - консультант» на основе свободного ПО Mibew Messenger 2.2.0.

Для обеспечения активного участия респондентов в статистических наблюдениях и предоставления ими качественных данных, важное значение имеет контроль отчетной нагрузки и постоянные меры по ее сокращению. В этих целях Госкомстатом регулярно проводятся опросы респондентов о затратах времени на заполнение форм государственных статистических наблюдений, а также их удобстве и понятности при заполнении.

Такие опросы являются частью рекомендуемого международными статистическими организациями базового пакета системы управления качеством.

Очередное обследование респондентов было проведено Госкомстатом в апреле 2018 года во всех территориях республики. Опросом было охвачено 5,5 тысяч отчитывающихся организаций, включая субъектов малого бизнеса, фермерские хозяйства и негосударственные некоммерческие организации.

Полученные результаты изучаются специалистами-методологами Госкомстата и будут использованы для усовершенствования форм государственных статистических наблюдений на 2019 год.

Также полученные результаты позволят более эффективно организовать работу территориальных органов статистики по разъяснению особенностей заполнения форм  бухгалтерам и руководителям вновь созданных организаций, а также оказать практическую помощь организациям, затрачивающим значительное время на заполнение форм.

Конечно, есть еще много не решенных проблем в организации статистической деятельности и уровень доверия со стороны общества к статистическим данным все еще является недостаточным. Поэтому все специалисты-статистики видят свою главную задачу в постоянном движении и системных преобразованиях, нацеленных на реализацию принятой Президентом Республики Узбекистан в 2017 году Программы мер по кардинальному повышению эффективности организации статистической деятельности, улучшению качества статистической информации и системы ее распространения на 2017-2021 годы. 

  • ГЛАВНАЯ
  • О КОМИТЕТЕ
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА
  • ИНТЕРАКТИВНЫЕ УСЛУГИ
  • ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ
  • ОБРАЩЕНИЯ
  • КОНТАКТЫ
  • Tugmani bosing Tinglash