Welcome to Statistika qo'mitasi   Click to listen highlighted text! Welcome to Statistika qo'mitasi Powered By GSpeech
Печать

Розничная торговля

Согласно анализу, повышение уровня жизни населения оказывает влияние на товарооборот розничной торговли.

В частности, по сравнению с 2005 годом товарооборот вырос в 4,8 раза и с 2010 годом в 2,3 раза, по итогам 2016 года товарооборот составил 88 071,6 млрд.сумов и увеличился на 14,4 процента по сравнению с 2015 годом.

Кроме того, на сегодняшний день численность юридических лиц, занимающихся розничной торговлей, составляет более 34,4 тысяч единиц, объем товарооборота по 3850 предприятиям составляет более 1 млрд. сумов.

Рисунок 1

Доля продовольственных товаров в товарообороте розничной торговли составляет 48,5 процента и непродовольственных товаров 51,5 процента. В 2000 году этот показатель составил соответственно 60,5 и 39,5 процента.

В 2016 году по сравнению с 2000 годом доля продовольственных товаров уменьшилась на 12,0 процента, соответственно увеличилась доля непродовольственных товаров.

В результате по сравнению с 2000 годом объем продовольственных товаров увеличился в 4,3 раза, а объем непродовольственных товаров в 9,7 раза.

Рисунок 2

Наблюдается, что на увеличение товарооборота непродовольственных товаров оказало влияние увеличение спроса на автомобили, табачные изделия, бензин и сжатый газ.

Положительное влияние на увеличение объемов розничной торговли оказали регионы с высокими долями товарооборота, такие как город Ташкент (21,9 процента), Ташкентская (10,5 процента), Ферганская (8,7 процента) и Самаркандская (8,6 процента) области. И наоборот, отрицательное влияние оказали области с низкой долей товарооборота: Сырдарьинская (1,8 процента), Джизакская (3,3 процента), Хорезмская (3,8 процента) области и Республика Каракалпакстан (3,3 процента)

Рисунок 3

Доля товарооборота розничной торговли
по регионам, в процентах

Также на высокие темпы роста оказала влияние продажа мяса, включая мяса птиц и мясопродуктов (8,0 процентов от общего объема товарооборота розничной торговли), товаров фармоцевтики (4,3 процента), автомобилей (4,2 процента), плодов, продукции переработки плодов и бахчи (3,7 процента), алкогольных напитков (3,1 процента), овощей (2,8 процента), автомобильного бензина (2,7 процента) и сжатого природного газа (2,2 процента).

Вместе с этим наблюдается понижение в товарообороте розничной торговли объемов крупных предприятий на 8,3 процента по сравнению с 2015 годом.

Их доля от общего товарооборота в 2000 году составляла 25,4 процента, в 2005 году - 11,8 процента, а к 2016 году этот показатель составил 10,4 процента.

Ускоренное развитие малого предпринимательства также является ключевым элементом в отрасли.

В частности, объем розничного товарооборота малого бизнеса увеличился в 4,9 раза к 2005 году, в 2,4 раза к 2010 году, по итогам 2016 года объем розничного товарооборота составил 78935,6 млрд. сумов, это на 17,8 процента больше по сравнению с 2015 годом.

А также, доля малого предпринимательства в обороте розничной торговли увеличилась с 74,6 процента в 2000 году до 88,2 процента в 2005 году, 85,1 процента в 2010 году, 87,1 процента в 2015 году и в 2016 году достигла 89,6 процента.

Рисунок 4

Товарооборот и доля малого предпринимательства

В настоящее время, в результате последовательно реализуемых мер по постоянному улучшению социальной защиты населения, в республике наблюдается рост населения, увеличение его доходов, повысились зарплаты и пенсии населения, и как следствие, изменился спрос на продовольственные и непродовольственные товары, увеличился объем розничный торгового оборота.

Так, при анализе розничной торговли продовольственным товарами, рост продаж яиц в 2016 году по сравнению с 2000 годом увеличился в 19,3 раза, кондитерских изделий – в 8,2 раза, молока и молочных продуктов – в 4,6 раза, растительного масла – в 2,9 раза и мяса и мясных продуктов – в 2,7 раза.

Таблица 1

Товарная структура оборота розничной торговли в Республике Узбекистан, основные продовольственные товары, млрд. сум

Наименование товара

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2015 г.

2016 г.

2016 год к 2000 год
в %

Мясо и мясные продукты

214,6

759,7

2 201,0

6 803,9

6 823,7

2,7 р.

Молоко и молочные продукты

22,5

58,8

203,3

478,1

547,0

4,6 р.

Яйца

13,8

13,8

266,5

999,1

1 092,6

19,3 р.

Овощи

80,9

251,2

803,4

2 202,9

2 405,3

83,0

Картофель

43,2

101,8

249,4

784,2

889,3

121,7

Кондитерские изделия

36,8

82,2

455,1

1 403,5

1 733,4

8,2 р.

Фрукты, арбуз и дыни

97,1

237,8

1 149,9

2 923,7

3 140,0

163,5

Масло растительное

49,8

99,6

370,9

781,7

911,6

2,9 р.

Розничный товарооборот в расчете на душу населения по Республике Узбекистан в 2016 году составил 2765,4 тыс.сум, или на 12,4 процента больше, чем в 2015 году. Розничный товарооборот на душу населения увеличился в 4,8 раза по сравнению с 2000 годом, 3,9 раза - с 2005 годом, 2,0 раза - с 2010 годом .

Рисунок 5

Розничной товарооборот на душу населения, включая предприятия питания, тыс. сум

В структуре розничного товарооборота на душу населения в 2016 году доля продовольственных товаров составила 48,5 процента, непродовольственных товаров – 51,5 процента (в 2000 году продовольственных товаров – 60,5 и непродовольственных товаров – 39,5 процента соответственно).

Рисунок 6

Структура товарооборота розничной торговли, в процентах

По объему товарооборота розничной торговли в расчете на душу населения в 2016 году лидирующую позицию занимал город Ташкент (7998,4 тыс. сум, или 13,0 процента к соответствующему периоду прошлого года), самым низкий показатель - по Республике Каракалпакстан (1635,2 тыс.сум, или 12,4 процента).

Рисунок 7

Согласно анализу, с 2000 по 2016 год введено в эксплуатацию 60 тысяч торговых объектов, и их общее количество увеличилось до 114,3 тысяч. Из общего количества торговых объектов около 42 тысяч (36,4%) расположены в сельской местности.

Рисунок 8

Число объектов розничной торговли, в тысячах единиц

Рисунок 9

Число торговых объектов на 10 000 населения по Республики Узбекистан

Наибольшее количество торговых объектов в городе Ташкенте (19,4 тыс.), наименьшее - в Сырдарьинской области (3,5 тыс.).

Рисунок 10

Доля торговых объектов по регионам, в процентах

А также существуют более 11,6 тысяч организаций питания, из которых 2 тысячи находятся в сельской местности.

В Республике Узбекистан в 2016 году наблюдается увеличения товарооборота организаций питания на 2,6 трлн. сум (26,4% по сравнению с 2015 годом). Удельный вес оборота предприятий питания в общем объеме товарооборота розничной торговли составил 3,0 процента.

Согласно расчетам, можно наблюдать увеличение товарооборота предприятий питания в 5 раз по сравнению с 2000 годом.

Рисунок 11

Товарооборот предприятия питания

Доля негосударственной собственности в структуре товарооборота предприятий питания увеличилась в 2016 году до 97,6 процента против 86,2 процента в 2000 году.

Таблица 2

Товарооборот организаций питания в 2000-2016 годах
по Республике Узбекистан

Наименование показателя

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2015 г.

2016 г.

Товарооборот организаций питания, млрд.сум

52,9

141,5

573,3

1969,5

2608,0

Темп роста к соответствующему периоду предыдущего года,
в процентах

117,8

98,8

119,9

115,4

126,4

Товарооборот организаций питания по формам собственности,
в процентах

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Государственная

13,8

10,8

2,4

3,9

3,3

Негосударственная

86,2

89,2

97,6

96,1

96,7

 

Оптовая торговля

В 2016 году количество юридических лиц, занимающихся оптовой торговлей, превысило 11,9 тыс. Торговый оборот, превышающий более 1 млрд. сумов, отмечен в 3773 организациях.

Товарооборот оптовой торговли в республике составил 38,3 трлн. сумов, наблюдается увеличение на 16,5 процента по сравнению с 2015 годом.

Доля крупных предприятий в оптовой торговле составила 33,9 процента, малых предприятий и микрофирм - 66,1 процента.

В структуре товарооборота оптовой торговли доля продовольственных товаров составила 21,3 процента (8152,3 млрд.сум), доля непродовольственных товаров - 78,7 процента (30149,7 млрд.сум).

Рисунок 12

Товарооборот оптовой торговли, в процентах

Положительное влияние на увеличение объемов оптовой торговли оказали регионы с высокими долями товарооборота, такие как: город Ташкент (доля составляет 45,2 процента от общего товарооборота), Ташкентская (12,3 процента), Самаркандская (8,2 процента) области. И наоборот, отрицательное влияние оказали области с низкой долей товарооборота Джизакская и Навоийская (1,6 процента), Хорезмская (2,0 процентов) области и Республика Каракалпакстан (2,1 процента).

Рисунок 13

Доля товарооборота оптовой торговли
по регионам, в процентах

Информационная служба

Управление распространения информации, международного информационного обмена и общественных связей

Tugmani bosing Tinglash