Розничная торговля
Согласно анализу, повышение уровня жизни населения оказывает влияние на товарооборот розничной торговли.
В частности, по сравнению с 2005 годом товарооборот вырос в 4,8 раза и с 2010 годом в 2,3 раза, по итогам 2016 года товарооборот составил 88 071,6 млрд.сумов и увеличился на 14,4 процента по сравнению с 2015 годом.
Кроме того, на сегодняшний день численность юридических лиц, занимающихся розничной торговлей, составляет более 34,4 тысяч единиц, объем товарооборота по 3850 предприятиям составляет более 1 млрд. сумов.
Рисунок 1
Доля продовольственных товаров в товарообороте розничной торговли составляет 48,5 процента и непродовольственных товаров 51,5 процента. В 2000 году этот показатель составил соответственно 60,5 и 39,5 процента.
В 2016 году по сравнению с 2000 годом доля продовольственных товаров уменьшилась на 12,0 процента, соответственно увеличилась доля непродовольственных товаров.
В результате по сравнению с 2000 годом объем продовольственных товаров увеличился в 4,3 раза, а объем непродовольственных товаров в 9,7 раза.
Рисунок 2
Наблюдается, что на увеличение товарооборота непродовольственных товаров оказало влияние увеличение спроса на автомобили, табачные изделия, бензин и сжатый газ.
Положительное влияние на увеличение объемов розничной торговли оказали регионы с высокими долями товарооборота, такие как город Ташкент (21,9 процента), Ташкентская (10,5 процента), Ферганская (8,7 процента) и Самаркандская (8,6 процента) области. И наоборот, отрицательное влияние оказали области с низкой долей товарооборота: Сырдарьинская (1,8 процента), Джизакская (3,3 процента), Хорезмская (3,8 процента) области и Республика Каракалпакстан (3,3 процента)
Рисунок 3
Доля товарооборота розничной торговли
по регионам, в процентах
Также на высокие темпы роста оказала влияние продажа мяса, включая мяса птиц и мясопродуктов (8,0 процентов от общего объема товарооборота розничной торговли), товаров фармоцевтики (4,3 процента), автомобилей (4,2 процента), плодов, продукции переработки плодов и бахчи (3,7 процента), алкогольных напитков (3,1 процента), овощей (2,8 процента), автомобильного бензина (2,7 процента) и сжатого природного газа (2,2 процента).
Вместе с этим наблюдается понижение в товарообороте розничной торговли объемов крупных предприятий на 8,3 процента по сравнению с 2015 годом.
Их доля от общего товарооборота в 2000 году составляла 25,4 процента, в 2005 году - 11,8 процента, а к 2016 году этот показатель составил 10,4 процента.
Ускоренное развитие малого предпринимательства также является ключевым элементом в отрасли.
В частности, объем розничного товарооборота малого бизнеса увеличился в 4,9 раза к 2005 году, в 2,4 раза к 2010 году, по итогам 2016 года объем розничного товарооборота составил 78935,6 млрд. сумов, это на 17,8 процента больше по сравнению с 2015 годом.
А также, доля малого предпринимательства в обороте розничной торговли увеличилась с 74,6 процента в 2000 году до 88,2 процента в 2005 году, 85,1 процента в 2010 году, 87,1 процента в 2015 году и в 2016 году достигла 89,6 процента.
Рисунок 4
Товарооборот и доля малого предпринимательства
В настоящее время, в результате последовательно реализуемых мер по постоянному улучшению социальной защиты населения, в республике наблюдается рост населения, увеличение его доходов, повысились зарплаты и пенсии населения, и как следствие, изменился спрос на продовольственные и непродовольственные товары, увеличился объем розничный торгового оборота.
Так, при анализе розничной торговли продовольственным товарами, рост продаж яиц в 2016 году по сравнению с 2000 годом увеличился в 19,3 раза, кондитерских изделий – в 8,2 раза, молока и молочных продуктов – в 4,6 раза, растительного масла – в 2,9 раза и мяса и мясных продуктов – в 2,7 раза.
Таблица 1
Товарная структура оборота розничной торговли в Республике Узбекистан, основные продовольственные товары, млрд. сум
Наименование товара |
2000 г. |
2005 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2016 год к 2000 год |
Мясо и мясные продукты |
214,6 |
759,7 |
2 201,0 |
6 803,9 |
6 823,7 |
2,7 р. |
Молоко и молочные продукты |
22,5 |
58,8 |
203,3 |
478,1 |
547,0 |
4,6 р. |
Яйца |
13,8 |
13,8 |
266,5 |
999,1 |
1 092,6 |
19,3 р. |
Овощи |
80,9 |
251,2 |
803,4 |
2 202,9 |
2 405,3 |
83,0 |
Картофель |
43,2 |
101,8 |
249,4 |
784,2 |
889,3 |
121,7 |
Кондитерские изделия |
36,8 |
82,2 |
455,1 |
1 403,5 |
1 733,4 |
8,2 р. |
Фрукты, арбуз и дыни |
97,1 |
237,8 |
1 149,9 |
2 923,7 |
3 140,0 |
163,5 |
Масло растительное |
49,8 |
99,6 |
370,9 |
781,7 |
911,6 |
2,9 р. |
Розничный товарооборот в расчете на душу населения по Республике Узбекистан в 2016 году составил 2765,4 тыс.сум, или на 12,4 процента больше, чем в 2015 году. Розничный товарооборот на душу населения увеличился в 4,8 раза по сравнению с 2000 годом, 3,9 раза - с 2005 годом, 2,0 раза - с 2010 годом .
Рисунок 5
Розничной товарооборот на душу населения, включая предприятия питания, тыс. сум
В структуре розничного товарооборота на душу населения в 2016 году доля продовольственных товаров составила 48,5 процента, непродовольственных товаров – 51,5 процента (в 2000 году продовольственных товаров – 60,5 и непродовольственных товаров – 39,5 процента соответственно).
Рисунок 6
Структура товарооборота розничной торговли, в процентах
По объему товарооборота розничной торговли в расчете на душу населения в 2016 году лидирующую позицию занимал город Ташкент (7998,4 тыс. сум, или 13,0 процента к соответствующему периоду прошлого года), самым низкий показатель - по Республике Каракалпакстан (1635,2 тыс.сум, или 12,4 процента).
Рисунок 7
Согласно анализу, с 2000 по 2016 год введено в эксплуатацию 60 тысяч торговых объектов, и их общее количество увеличилось до 114,3 тысяч. Из общего количества торговых объектов около 42 тысяч (36,4%) расположены в сельской местности.
Рисунок 8
Число объектов розничной торговли, в тысячах единиц
Рисунок 9
Число торговых объектов на 10 000 населения по Республики Узбекистан
Наибольшее количество торговых объектов в городе Ташкенте (19,4 тыс.), наименьшее - в Сырдарьинской области (3,5 тыс.).
Рисунок 10
Доля торговых объектов по регионам, в процентах
А также существуют более 11,6 тысяч организаций питания, из которых 2 тысячи находятся в сельской местности.
В Республике Узбекистан в 2016 году наблюдается увеличения товарооборота организаций питания на 2,6 трлн. сум (26,4% по сравнению с 2015 годом). Удельный вес оборота предприятий питания в общем объеме товарооборота розничной торговли составил 3,0 процента.
Согласно расчетам, можно наблюдать увеличение товарооборота предприятий питания в 5 раз по сравнению с 2000 годом.
Рисунок 11
Товарооборот предприятия питания
Доля негосударственной собственности в структуре товарооборота предприятий питания увеличилась в 2016 году до 97,6 процента против 86,2 процента в 2000 году.
Таблица 2
Товарооборот организаций питания в 2000-2016 годах
по Республике Узбекистан
Наименование показателя |
2000 г. |
2005 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Товарооборот организаций питания, млрд.сум |
52,9 |
141,5 |
573,3 |
1969,5 |
2608,0 |
Темп роста к соответствующему периоду предыдущего года, |
117,8 |
98,8 |
119,9 |
115,4 |
126,4 |
Товарооборот организаций питания по формам собственности, |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Государственная |
13,8 |
10,8 |
2,4 |
3,9 |
3,3 |
Негосударственная |
86,2 |
89,2 |
97,6 |
96,1 |
96,7 |
Оптовая торговля
В 2016 году количество юридических лиц, занимающихся оптовой торговлей, превысило 11,9 тыс. Торговый оборот, превышающий более 1 млрд. сумов, отмечен в 3773 организациях.
Товарооборот оптовой торговли в республике составил 38,3 трлн. сумов, наблюдается увеличение на 16,5 процента по сравнению с 2015 годом.
Доля крупных предприятий в оптовой торговле составила 33,9 процента, малых предприятий и микрофирм - 66,1 процента.
В структуре товарооборота оптовой торговли доля продовольственных товаров составила 21,3 процента (8152,3 млрд.сум), доля непродовольственных товаров - 78,7 процента (30149,7 млрд.сум).
Рисунок 12
Товарооборот оптовой торговли, в процентах
Положительное влияние на увеличение объемов оптовой торговли оказали регионы с высокими долями товарооборота, такие как: город Ташкент (доля составляет 45,2 процента от общего товарооборота), Ташкентская (12,3 процента), Самаркандская (8,2 процента) области. И наоборот, отрицательное влияние оказали области с низкой долей товарооборота Джизакская и Навоийская (1,6 процента), Хорезмская (2,0 процентов) области и Республика Каракалпакстан (2,1 процента).
Рисунок 13
Доля товарооборота оптовой торговли
по регионам, в процентах
Информационная служба