Построение демократического общества неразрывно связано с ростом социальной активности населения нашей страны. А именно, население участвует в обсуждении законопроектов, выражает свое мнение по поводу проблемных моментов в различных сферах жизни страны, обращает внимание руководства республики на злободневные вопросы, касающиеся каждого жителя и т.д.
Одним из таких актуальных вопросов, к которому всегда обращено пристальное внимание всех слоев населения, является рост цен на товары первой необходимости. Повышение цен на хлеб, сахар, масло, муку, мясо
и другие продукты затрагивает интересы каждого человека. И этот интерес характерен не только для жителей нашей страны, но и для граждан многих стран во всем мире.
В последнее время широкой общественностью нашей республики активно обсуждается ситуация с ростом цен на мясо. В средствах массовой информации об этом публикуются статьи, выходят в эфир тематические передачи, ведется обсуждение в социальных сетях. В таких обсуждениях каждая сторона имеет право высказать свое мнение или видение вопроса, которое может совпадать или отличаться от официальной точки зрения, быть компетентным или «любительским».
Для того, чтобы помочь разобраться в этом вопросе и способствовать формированию объективной точки зрения, Госкомстат Республики Узбекистан разъясняет следующее:
Одним из основополагающих принципов рыночной экономики является свободное ценообразование без прямого вмешательства власти. В условиях рынка цена должна формироваться в зависимости от спроса и предложения. Исключение, пожалуй, могут составлять продукция предприятий-монополистов и отдельные жизненно необходимые продукты (например, некоторые лекарственные средства и др.).
Ценообразование в условиях рынка предполагает участие двух сторон: стороны спроса (потребители) и стороны предложения (продавцы). Точка пересечения спроса и предложения и будет являться в данной ситуации равновесной рыночной ценой. Такой подход к определению цены актуален не только для мясной продукции, но и для других товаров. Простой пример: цены на продукты недлительного хранения (помидоры, ягоды и т.д.). В течение дня цены на один и тот же сорт у одного и того же продавца могут значительно колебаться. Так, утром и днем, как правило, цена выше, чем в конце дня («вечерний базар»).
Прямое вмешательство путем жесткого регулирования цены «указанием сверху» (например, со стороны местных органов власти), по оценкам экономистов, приведет к усугублению ситуации и диспропорции на рынке. И, если для таких товаров как, например, автомобили, предложение по высокой цене может существенно сократить спрос до нахождения более низкой равновесной цены, то в случае с социально-значимыми товарами (в том числе и мясо) задача государства – постараться обеспечить предложение на рынке по доступным ценам.
С целью обеспечения продовольственной безопасности, оперативного информирования органов власти и широкой общественности о ценовой ситуации на основные социально-значимые товары, органами статистики постоянно осуществляется мониторинг цен на потребительском рынке.
По данным мониторинга потребительских цен в организованной торговле и на дехканских рынках[1] Республики Узбекистан по состоянию на 16 июля 2019 года средняя цена килограмма говядины составила 40 501 сум, баранины – 40 554 сума.
При этом необходимо отметить, что средняя цена по республике формируется как средневзвешенная величина с учетом доли каждого региона в структуре расходов населения на потребление товаров и услуг.
Диапазон цен за килограмм говядины в региональном разрезе составляет от 34 705 сумов (Республика Каракалпакстан) до 46 586 сумов (г.Ташкент), килограмм баранины – от 31 196 сумов (Республика Каракалпакстан) до 44 036 сумов (Ташкентская область).
Необходимо отметить, что согласно действующей методике при определении средних цен должен охватываться весь их диапазон. Однако необходимо учитывать структуру спроса населения и массовость потребления тех или иных продуктов в зависимости от уровня цен. Например, по состоянию на 16 июля текущего года в отобранных для наблюдения объектах г. Ташкента средняя цена килограмма говядины сложилась из свыше 230 цен с диапазоном от 32 000 сумов до 79 990 сумов.
При этом, из зарегистрированных цен, 68 были ниже 40 тысяч сумов за килограмм, свыше 100 цен – в диапазоне от 40 до 50 тысяч сумов, порядка 60 цен – выше 50 тысяч сумов за килограмм и 6 цен – выше 70 тысяч сумов за килограмм.
Важно учитывать, что на состав средней цены оказывает влияние множество факторов, среди которых ассортиментные сдвиги, время регистрации цен, сезонность, соотношение спроса и предложения на момент регистрации и т.д.
Для того, чтобы оценить текущую ситуацию с обеспечением предложения мяса на внутреннем рынке, также можно обратиться к официальной статистической информации.
Так, по предварительным данным статистики внешней торговли в июне текущего года импорт крупного рогатого скота сократился за месяц на 5 169 голов или 21,1 % (с 24 549 голов в мае до 19 380 голов в июне текущего года). Импорт живых овец и коз сократился за этот период с 78 158 голов (май) до 41 631 головы (июнь), т.е. чуть менее, чем в 2 раза. Наряду с этим импорт свежего и охлажденного мяса крупного рогатого скота увеличился с 355,3 тонны (май) до 411,2 тонны (июнь), т.е. на 55,9 тонны или 15,7 %. В целом за январь-июнь 2019 года импортировано 1 189 тонн свежего, замороженного, охлажденного мяса крупного рогатого скота.
В январе-июне текущего года по предварительным данным внутреннее производство скота и птицы на убой составило в живом весе – 1 128 144 тонны (на 2,2 % больше по сравнению с январем-июнем 2018 года), в убойном весе – 654 323 тонны.
Для сравнения: в первом полугодии 2018 года производство скота и птицы на убой в живом весе составило 1 103 469 тонн, в убойном весе – 640 012 тонн.
Согласно данным обследования бюджетов домашних хозяйств по итогам 2018 года среднегодовое потребление мяса и мясных продуктов в среднем по республике составило 1 423 704 тонны, а в среднем на душу населения этот показатель составил 43,2 кг в год. При таком показателе потребление в мясе за полугодие составляет порядка 711 852 тонны (=1423704/2). С учетом прироста населения за первые шесть месяцев 2019 года этот показатель будет несколько выше.
Потребление мяса в различных странах*
(за 2017 год, на душу населения)
Наименование страны |
Потребление мяса, кг |
Россия |
73 |
Австралия |
121 |
Австрия |
98 |
Германия |
88 |
Италия |
87 |
Нидерланды |
73 |
Польша |
70 |
Франция |
89 |
США |
118 |
Япония |
49 |
*) по данным Economic Development Research Journal http://edrj.ru/article/03-06-2018
Кроме этого, необходимо учитывать потребность в мясе отечественных перерабатывающих предприятий, что оказывает немаловажное влияние на структуру спроса. По предварительным данным общий объем произведенного в республике обработанного и консервированного мяса за 2018 год составил 193 047,1 тонны готовой продукции, продуктов из мяса и мяса домашней птицы (колбасные изделия, копчености и др.) – 31 513,4 тонны готовой продукции.
Важно обратить внимание, что ситуация с ростом цен на мясо не является «исключительной». Согласно данным регистрации потребительских цен для расчета индекса потребительских цен, по итогам января-июня прошлого года говядина (кроме бескостного мяса) прибавила в цене за полугодие 17,6 % (в т.ч. в июне – 6,0 %), бескостная говядина – 10,4 % (в июне – 3,6 %), баранина – 16,6 % (в июне – 6,4 %). Наряду с этим, за рассматриваемый период мясо домашней птицы (кроме окорочков) подешевело на 10,1 % (в том числе в июне – на 2,5 %), куриная голень
и окорочка – на 5,0 % (в июне – на 1,0 %), яйца – на 19,1 % (в июне – на 2,6 %).
В заключение хотим отметить, что все желающие могут более подробно ознакомится с информацией об уровне и изменении цен на товары и услуги в Республике Узбекистан на официальном сайте Госкомстата https://stat.uz/ru/ или позвонить по телефонам 71-230-80-36, 71-230-81-74.
Информационная служба Госкомстата Республики Узбекистан