Welcome to Statistika qo'mitasi   Click to listen highlighted text! Welcome to Statistika qo'mitasi Powered By GSpeech

Достижение устойчивого развития, рост доходов и улучшение условий жизни  населения, в целом, социально-экономическое развитие страны, во многом зависит от объема и структуры инвестиций, привлеченных в определенные сферы и отрасли национальной экономики.

Следовательно, приоритетное направление социально-экономического развития любого государства будет направлено на формирование привлекательной инвестиционной среды.

В связи с этим, для Узбекистана, который запланировал в ближайшую перспективу достичь среднего уровня экономического развития развивающихся стран, рассмотрение вопроса улучшения инвестиционной среды по привлечению иностранного капитала и внутренних инвестиций имеет особую значимость.

 Повседневной жизни мы часто втречаемся терминами инвестиция, инвестор, инвестиционная активность и т.д.

Что из себя представляет инвестиция?

Рассмотрим смысл и сущность понятие инвестиций, который является важным элементом инвестиционной деятельности. «Инвестиция»  от английского “Investments” означает “капитальное вложение” .

Инвестиция (капитал) это вложение денежных средств на определенный период в предпринимательскую и другие виды деятельности (в объекты) с целью получения прибыли.

Следует отметить, что на нынешнем этапе развития мирового сообщество ни одна страна не может достичь соответствующего (желаемого) уровня социально-экономического развиться без инвестиций. 

Страны неимеющие возможности своевременно привлечь инвестиционные ресурсы в национальную экономику, сталкиваются с дефицитом денежных средств, что обуславливает отставание по социально-экономическому развитию от  среднеразвитых стран мира.

Решением данной проблемы является привлечение капитальных вложений в развивающие страны из развитых стран, где имеются свободные денежные средства.

Какие задачи можно решить с помощью инвестиций?

Во-первых, с помощью инвестиций можно построить новые предприятия по производству товаров, включая, импортозамещающих и создать новые рабочие места.

Во-вторых, можно расширить производство действующих фирм и восполнить частный капитал национальных предприятий, обеспечивающие их перспективу развития.

В-третьих, осуществить технологическое обновление национальной экономики и установить современное оборудование, новую технику на предприятиях  промышленного производства, что позволит в конечном итоге наладить производство конкурентоспособных товаров.

В-четвертых, появится возможность национальным производителям осуществить реализацию перспективных проектов за счет кредитных средств. 

В-пятых, позволит интегрироваться национальной экономике в мировое хозяйство.

Таким образом, если инвестиции являются важным фактором экономического роста на макро (национальной экономики) и на микро (на уровне предприятий) уровнях, то возникает вопрос что следует сделать национальным производителям для их привлечения. 

Для привлечения инвестиций в экономическую деятельность национальных субъектов предпринимательства необходимо выполнение следующих задач. 

Во-первых, надо иметь достаточно обоснованный, всесторонне обдуманный разработанный перспективный бизнес–план. Инвесторы всегда желают знать перспективные итоги  капитальных вложений в проект. 

Во-вторых, инвесторы финансируют инвестиционные проекты в организациях, которым они сугубо доверяют. Вложение в сомнительные и нелегальные организации равносильно с потерей прибыли, что обязывает национальным предприятиям поддерживать свой экономический рейтинг на основе успешной  финансово-хозяйственной деятельности.

В-третьих, деятельность национальных предприятий должна быть открытая и прозразная. Для этого, бухгалтерские документы должны отвечать современным требованиям, установленные внутригосударственными нормативно-правовыми документами. Документы итоговых результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий  должны, открыто предоставляться обществу в средствах массовой информации.

Вместе с вышеизложенными, следует отметить, что капитальные вложения  инвесторами в национальную экономику зависит не только от рейтинга предприятий и результатов финансово-хозяйственной деятельности, но и от внутренней политики государства и географического расположения страны и т.д. Инвесторы выбирают самые устойчивые страны во всех аспектах развития общества для вложения капитальных средств. Поэтому, все страны мира по возможности стараются снизить инвестиционный риск. Во всех странах мира, в том числе и в Узбекистане реализуются меры по повышению привлекательности инвестиционной среды.

Возникает вопрос, имеются ли условия привлечения зарубежных инвестиций в Узбекистан?

Условиями привлечения зарубежных инвестиций в Узбекистан является следующие:

- политическая стабильность в стране;

- формирование законодательной базы по защите частной собственности и конкуренции;

- развитие инфраструктуры, поддерживающий инвестиционный процесс;

- удобное географическое месторасположение страны;

- повышенный потенциал развития агропромышленного сектора
и богатые ресурсы минерально-сырьевых ресурсов страны;

- наличие трудовых ресурсов с высокой квалификацией;

- достаточный уровень широты объема внутреннего рынка для торговли.

Предоставленные преференции и система финансово-экономического стимулирования для иностранного капитала,  является важным фактором инвестиционной привлекательности. Это предоставляет возможность направления иностранных инвестиций на производственную сферу, в частности, в промышленное производство, где наблюдается высокий экспортный потенциал.

Вместе с этим, одним из направлений привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику является формирование специальных экономических зон. В нашей стране с формированы и эффективно ведут свою деятельность Навоийская, Джизакская, Ангренская, Гиждуванская, Кокандская, Ургутская, Хазараспская свободные экономические зоны.

Нашла ли политика привлечения инвестиций в национальную экономику свое отражение в увеличение объемов капитальных вложений?

Если обратим внимание на объем капитальных вложений, направленных в экономику и изменения в их структуре в период экономического развития страны после первого десятилетия ХХI века,
то можно заметить качественное улучшение структуры и рост объема инвестиций.

В 2010 году объем инвестиций, вложенный в основной капитал, составил  15 338,7 млрд. сум. Из общей суммы средств на долю населения и предприятий  в 2010 году приходится – 49,0 %, кредитов банка и других заемных средств - 9,7%, иностранных инвестиций и кредитов 28,3%, государственного бюджета - 5,6% и вне бюджетных фондов (включая средства фонда реконструкции и развития, фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель) 7,4%.

По данным 2017 года инвестиции, вложенные в основной капитал, относительно 2010 года превысили почти в 4 раза и составили 60 719,2 млрд. сум. Структура инвестиций в 2017 году по источникам распределилась следующим образом: средства предприятий и населения составили 43,9%, банковские кредиты и другие заёмные средства 11,0%, иностранные инвестиции и кредиты 26,9%, средства государственного бюджета 5,5% и внебюджетные средства (включая средства фонда реконструкции и развития, фонда развития детского спорта) 12,7%.

По анализу видно, что предоставленные условия для иностранных инвесторов, в частности, своевременно сформированная нормативно-правовая база привела к увеличению объема иностранных инвестиций в 2017 году относительно 2010 года чуть менее чем в 3 раза. 

Следует сказать, что для развития экономики страны высокая доля прямых иностранных инвестиций среди зарубежных капитальных вложений  является положительным аспектом. Так как, капитальные вложения инвестора в экономику страны без гарантий государства означает что, они взяли на себя все риски (обязательства) возникающие при введении деятельности в национальной экономике.

То, что доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме зарубежных капитальных вложений и кредитов в 2017 году составила 76%, еще раз демонстрирует сформированность благоприятного инвестиционного климата в нашей стране.

В то же время, за анализируемый период наблюдается снижение доли средств предприятий и населения в общем объеме инвестиций на 5,1 % пункта. Следует отметить, что объем сбережений, образующихся во внутренней экономике, зависит от объема потребления и ВВП страны, что указывает на ограниченность их роста.

Практика зарубежных государств, в частности, новых индустриальных стран, Гонконга, Сингапура, Южной Кореи и Тайваня, показывают, что при 10% экономическом росте, доля инвестиций в экономику страны составлял 35-40% относительно валового внутреннего продукта (ВВП), где значительная часть приходилась на долю внутренних инвестиций. Одним словом, в этот период все, начиная с граждан страны, включая национальные экономические субъекты, сочли необходимым «немного затянуть пояса», т.е., сократили потребление, который способствовал росту сбережений.

Может ли объем инвестиций в экономику Узбекистана обеспечить стабильный экономический рост в настоящее время?

По данным 2017 года, доля инвестиций в основной капитал составила 24,4% ВВП. Следует отметить, что этот показатель превышает среднюю долю инвестиций рассчитанный по странам мира.

Однако, поскольку наша страна установила стратегические цели социально-экономического развития умеренно высокого уровня, необходимо будет увеличить объем инвестиций в национальную экономику.

Это можно сделать, во-первых, за счет увеличения объемов внутренних инвестиций, во-вторых, на основе привлечения иностранных капитальных вложений в национальную экономику.

Как отмечалось выше, объем накопления, сформированного во внутренней экономике, ограничен объемом потребления и ВВП. Для увеличения объема инвестиций в национальную экономику на основе внутренних инвестиций, необходимо выпольнить следующие меры:

- совершенствование существующего механизма в национальной экономике, по превращению сбережений в инвестиции;

- привлечение коммерческими банками как в национальной, так и в иностранной валюте денежных средств населения, и предоставление их в качестве кредитов субъектам хозяйствования;

- вовлечение средств, накопленных у населения в инвестиционный процесс через фондовую биржу «Ташкент» и так далее.

Очевидно, что привлечения дополнительных внутренних инвестиций в национальную экономику требует разработки стимулирующего механизма превращения сбережений в инвестиции. Однако, этот процесс связан с изменением сознания населения для участии их в экономической деятельности страны, что связано с определенным временим.  

Для увеличения объема капитальных вложений в национальную экономику альтернативой внутренним инвестициям выступают иностранные инвестиции и кредиты.

Поэтому необходимо изучить и проанализировать все существующие резервы и ресурсы, связанные с привлечением иностранных инвестиций в национальную экономику, а также улучшить механизм привлечения иностранного капитала в национальные предприятия.

В заключении следует сказать, что положительное решение вышепоставленных вопросов содействует увеличению объема внутренних и иностранных инвестиций, направленных в  национальную экономику, обеспечению устойчивого экономического роста и, в конечном итоге, ускорению развития страны и повышению благосостояния населения нашей республики.

 

Сиддиков Алишер Журақулович
Центр переподготовки и статистических исследований
Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике
Зав. кафедрой “Макроэкономическая статистика и национальные счета”, к.э.н., доцент
  • ГЛАВНАЯ
  • О КОМИТЕТЕ
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА
  • ИНТЕРАКТИВНЫЕ УСЛУГИ
  • ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ
  • ОБРАЩЕНИЯ
  • КОНТАКТЫ
  • Tugmani bosing Tinglash