Welcome to Statistika qo'mitasi   Click to listen highlighted text! Welcome to Statistika qo'mitasi Powered By GSpeech

Хакимов Жавлонбек Адхамджанович,
Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике
Управление статистики уровня жизни
и обследования населения

Что же мы подразумеваем под уровнем жизни населения?

Для описания уровня жизни и благосостояния населения в странах мира используются различные термины и понятия. В Узбекистане, к примеру, широко используется термин «уровень жизни», отражающий уровень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей. В этом описании заключена статистика уровня жизни, которая весьма переменчива, поскольку на нее влияет множество факторов. 

В полной мере термин «уровень жизни» представляет собой сложную социально-экономическую категорию, отражающую уровень развития физических, духовных и социальных потребностей населения, а также возможности, созданные для его удовлетворения.

Значительный вклад в исследование категории «уровень жизни» и разработку систем социально-экономических показателей внесла Организация Объединенных Наций (ООН). Так, в 1960 году рабочая группа ООН подготовила доклад о принципах определения и оценки уровня жизни в мировом масштабе. Это была первая попытка создать комплексную систему показателей уровня жизни населения.

Наряду с исследованиями, проводимыми ООН, разработкой специфических систем оценки и интегрального показателя уровня жизни населения также занимались отдельные учёные.

С какого времени определяется уровень жизни населения? 

Научное осмысление вопросов, связанных с разработкой систем показателей уровня и качества жизни населения, началось после эпохи капитализма. Исследования в этой области первоначально стали появляться в работах британского ученого У.Питта (1623-1687 гг.). Также Ф.Кенэ (1694-1774 гг.) предпринял попытку оценить реальные источники повышения уровня жизни населения, А.Смит (1723-1790 гг.), в свою очередь, был обеспокоен распространением бедности среди рабочих и отмечал, что стремление к повышению благосостояния населения является естественным. Дж.М.Кайнс (1883-1946 гг.) и А.Маршалл (1842-1924 гг.) внесли значительный вклад в развитие теории формирования благоприятных финансовых условий для повышения уровня жизни населения.

Со второй половины ХІХ века в научных взглядах западных учёных стал отмечаться переход акцентов с политико-экономического на экономико-статистическое направление оценки уровня жизни. В то время исследователи преимущественно анализировали условия жизни и реальные потребности рабочих.

В дальнейшем при изучении уровня жизни особое внимание уделялось вопросам смягчения противостояния и гармонизации интересов различных слоёв населения, практической реализации ограничения неоправданной дифференциации доходови преодоления бедности.

Достижением западных учёных в этом направлении является то, что при оценке средних параметров уровня жизни они применили дифференцированный подход, что было особенно важно в условиях поляризации экономических возможностей людей в процессе удовлетворения их потребностей.

Сегодня ООН решает вопросы, связанные с повышением уровня жизни населения мира и оказанием помощи странам, страдающим от бедности. Так, Генеральной Ассамблеей ООН в 2000 году были приняты программы «Цели развития тысячелетия», а в 2015 году – «Цели устойчивого развития до 2030 года».

По каким критериям можно классифицировать уровень жизни населения?

Согласно уровню удовлетворенности, уровень жизни подразделяется на четыре группы:

достаток – это пользование благами, которые обеспечивают для физического и умственного развития человека;

нормальный уровень - рациональное использование научно- обоснованных принципов, обеспечивающих благоприятные условия для полного восстановления физических и умственных сил человека;

бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы;

нищета - это потребление минимальных видов питательных веществ и услуг, которые могут быть использованы для сохранения человеческих способностей.

Какие показатели включает в себя уровень жизни населения?

Известно, что уровень жизни основывается на оценке дохода, увеличении или уменьшении потребления на душу населения.Тем не менее как уровень, так и показатели качества жизни населения – это понятия достаточно широкие.

В настоящее время нет эффективного способа соотнести концепцию уровня жизни с единым показателем, который бы полностью характеризовал качество жизни населения.

Последняя версия международной статистической системы показателей жизни была разработана в 1978 году ООН, состоящих из 12 групп основных жизненных показателей.

Так, согласно рекомендациям ООН, показателями уровня жизни являются такие, как рождаемость, смертность, продолжительность жизни, санитарно-гигиенические условия, уровень потребления продуктов питания, жилищные условия, возможности образования и культуры, условия труда и уровень занятости, баланс доходов и расходов, потребительские цены, обеспеченность транспортом, возможности для отдыха, система социального обеспечения, обеспечение прав и свобод человека.

Между тем не все показатели оцениваются с точки зрения стоимости. Уровень жизни можно определить посредством соединения отдельных параметров этих показателей.

Важнейший из них – это доход на душу населения, который является показателем, позволяющим, наряду с оценкой уровня жизни населения страны, использовать международные сопоставления. В то же время на практике нередко используются такие показатели, как валовой внутренний продукт на душу населения, валовой национальный продукт, индекс развития человеческого потенциала, а также коэффициенты дифференциации населения по группам (квинтильные, децильные группы).

Следует отметить, что уровень жизни населения, продуктивности производства и сферы услуг, научно-технического развития и прогресса, культурно-просветительский уровень, состав населения и национальные особенности - это, конечно, меры и результаты действий, предпринимаемые и осуществляемые правительством страны.

Какова роль статистических органов в изучении уровня жизни населения?

В соответствии со статьей 3 Закона Республики Узбекистан «О государственной статистике», основной задачей Госкомстата  являются сбор, обработка, накопление, хранение, обобщение, анализ и публикация статистической информации о социально-экономических явлениях, процессах и их результатах.

Исходя из этого, Госкомстат вправе получать данные от юридических и физических лиц в установленном порядке через формы статистической отчетности или путем различных обследований о событиях и процессах, происходящих в экономике и обществе, в том числе иметь показатели, характеризующие уровень жизни населения.

В данном контексте, согласно годовой Программе статистических работ Государственного комитета по статистике, формируются такие показатели, как совокупный доход и совокупный доход на душу населения, расходы, уровень образования, использование медицинских услуг, потребление продуктов питания, обеспеченность предметами длительного пользования, а также условия жизни в соответствии с данными министерств и ведомств и обследований домохозяйств.

Выборочное обследование проводится ежегодно в 10 000 домашних хозяйств, охватывающее все регионы республики. Более 120 специалистов (интервьюеров) получают информацию путем собеседования с членами домашнего хозяйства.

Для справки: домашнее хозяйство – это совокупность лиц, проживающих совместно,  ведущих общее хозяйство, полностью или частично объединяя свои доходы. При этом не всегда обязательно наличие близкородственных связей членов домашнего хозяйства.

Интервьюер – это работник территориального статистического управления, который в процессе обследования проводит опрос (интервью) членов домашних хозяйств, попавших в выборку.

Как формируются общие и среднедушевые показатели совокупного дохода населения, которые считаются одними из наиболее важных факторов, влияющих на качество жизни населения?

Наиболее важный показатель качества жизни населения - экономическое благополучие домохозяйств, выражаемое совокупностью экономических ресурсов, имеющихся в их распоряжении, и определяющих способность домохозяйства к приобретению товаров и услуг. Эти ресурсы, в частности, включают текущие и капитальные поступления, а также баланс основных фондов и долговых обязательств.

Анализ уровня экономического благополучия даёт возможность определить степень владения домохозяйствами экономическими ресурсами, их способность к потреблению или накоплению, а также к выбору.

Важнейшим индикатором, используемым в качестве критерия способности домохозяйства к потреблению, является совокупный доход (текущие поступления), поскольку именно он определяет реальный вклад к потреблению или накоплению.

Совокупный доход населения представляет собой валовой доход перед вычетом из него обязательных или иных отчислений. Он включает в себя денежные доходы и доходы в натуральной форме, состоит из поступлений, которые, как правило, имеют свойство повторяемости и поступают в домохозяйство или к его индивидуальным членам на регулярной основе ежегодно или с меньшими интервалами.

Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения характеризуются такими показателями, как денежный доход и расходы населения, их структура и использование, а также распределение населения по доходам. Денежные доходы, как правило, состоят из заработной платы населения всех категорий, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, пособий, стипендий, доходов от капитальных вложений в виде процентов, ренты, поступлений от продажи недвижимости, сельскохозяйственной продукции и домашнего скота, доходов от различных услуг и мн. др.

В соответствии с международной статистической практикой, в целях агрегирования совокупный доход подразделяют на «первичный доход» и «доход от трансфертов», что позволяет отслеживать влияние институциональных изменений в зависимости от состояния занятости или системы социального обеспечения.

Первичный доход, в свою очередь, включает в себя доходы от производства (доходы от трудовой деятельности и доходы от собственного производства услуг для собственного потребления) и доходы от собственности.

Доход от трудовой деятельности состоит из дохода наемных работников и самостоятельно занятого населения.

Доход наемных работников - это доход в виде оплаты труда в денежной и натуральной форме (в виде товаров или услуг), включая скрытую часть оплаты труда (т.е. выплаты работодателя, которые не отражаются в первичном и бухгалтерском учете).

Доходом от самостоятельной занятости является доход, полученный вследствие вовлеченности членов домохозяйства в трудовой процесс, организуемый самостоятельно.

К доходам от собственного производства услуг для собственного потребления относятся условно исчисленные услуги жилья, занимаемого самим собственником и не предназначенные для рынка.

Доходы от собственности (имущественные доходы) определяются как поступления домохозяйствам, связанные с правом собственности на финансовые и нефинансовые активы, передаваемые для использования другим лицам.

Доход от трансфертов включает в себя социальные трансферты (пенсии, пособия и стипендии) и другие текущие трансферты.

Для справки: трансферты - это поступления домохозяйству товаров, услуг и активов без получения от него возмещения в виде товара, услуги или актива.

Теперь проанализируем структуру совокупного дохода населения Республики Узбекистан на конец 2017 года по сравнению с предыдущим годом, а также со странами СНГ, и какие факторы влияют на него.

Если взглянуть на цифры, то, по предварительным расчетам 2017 года, в общем объеме совокупного дохода доля доходов от производства составила 71%, из них 34,3% - доходы наемных работников и 34,5% - доходы от самостоятельной занятости, 2,2% - доходы от собственного производства для собственного потребления. Доля социальных выплат составляет 11,3%. 

В условиях рыночной экономики для большинства населения зарплата, получаемая с основного места работы, является ведущим источником дохода, в противном случае она не может выполнять свою функциональную роль. В развитых странах заработная плата составляет 60-80% от совокупного дохода населения, т.е. служит основой обеспеченности его нормальной жизнедеятельности.

Если рассмотреть структуру доходов населения СНГ, то доходы наемных работников в Армении, Беларуси, Казахстане и России составляют от 55 до 69%, в Кыргызстане - около 40%. Доля социальных выплат в Беларуси составляет 29%, в Армении, Казахстане, Кыргызстане и Российской Федерации - от 16 до 18%.

По состоянию на январь-декабрь 2017 года в Республике Узбекистан в общем объеме совокупного дохода населения доходы от собственности составили 4,2%, доходы от трансфертов - 24,8%.

В результате целенаправленных мер по поддержке малого бизнеса и предпринимательства доля доходов населения, получаемых от малого предпринимательства, возрастает из года в год, в 2017 году она составила 56,5%. Учитывая тот факт, что в 2010 году этот показатель был равен 47,1%, это означает, что в 2017 году он вырос на 9,4% пункта. Следует отметить, что 82,7% от общего числа в настоящее время заняты в негосударственном секторе.

Хотя влияние доходов от собственности на изменение общего объема совокупного дохода населения незначительно (увеличение доверия населения к коммерческим банкам, развитие инновационных разработок, рост прибыли акционерных обществ, аренда жилья и других объектов недвижимости), однако, в результате улучшения рыночных механизмов, наглядно видно, что доходы от процентов, дивидендов, авторских прав и аналогичных активов растут ежегодно. Например, если доля имущественных доходов в общем объеме совокупного дохода населения в 2010 году составляла 2,4%, то в 2017 году этот показатель был равен уже 4,2%.

С целью анализа структуры распределения полученных населением доходов определяется располагаемый доход, который позволяет выявить величину, максимально доступную для потребительских расходов населения.

Для справки: располагаемый доход рассчитывается из совокупного дохода с вычетом прямых налогов (с учетом их возврата), обязательных сборов и штрафов и денежной поддержки, выплачиваемой одним домохозяйством другим домохозяйствам.

Доход на душу населения рассчитывается путем деления общего объема совокупных доходов населения на среднегодовую численность населения. По предварительным данным, по состоянию на январь-декабрь 2017 года среднегодовая численность постоянного населения в Республике Узбекистан достигла 32 387,2 тыс. человек.

На основе предварительных данных, совокупный доход населения в январе-декабре 2017 года был равен 186,2 трлн.сум. Реальный рост, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, составил 12,2%. Средний доход на душу населения был равен 5,8 млн. сум, а реальный рост достиг уровня 10,3%.

Помимо этого, в результате снижения налоговой нагрузки на доходы населения в последние годы, согласно предварительным данным по состоянию на январь-декабрь 2017 года, средний располагаемый доход на душу населения составил 5,2 млн.сум, реальный рост, по сравнению с соответствующим периодом 2016 года, был равен 9,6%. По сравнению с 2000 годом средний располагаемый доход на душу населения вырос более, чем в 12 раз.

Меры, связанные с увеличением доходов населения и адресной социальной поддержки, стали важным фактором роста средних доходов всех слоев населения. В то же время коэффициент Джини, отражающий разницу в уровне доходов различных групп населения, снизился от 0,39 до 0,26 в 2000-2017 годах, что намного ниже, чем во многих экономически развитых странах мира.

Каким образом ежегодный прирост доходов населения влияет на расходы и их структурные изменения?

По данным обследования, в результате роста доходов и уровня жизни населения и, вместе с тем, стабилизации доли расходов на покупку продовольственных товаров, увеличивается доля расходов на непродовольственные товары и услуги. Если сравнить данные за январь-декабрь 2017 года с данными за 2000 год, то расходы на продукты питания снизились от 61,4 до 47,2%, а на непродовольственные товары возросли от 25,8 до 32,8%, расходы на услуги составили от 12,8 до 20%.

Если взглянуть на структуру потребительских расходов стран СНГ, то доля расходов на покупку продовольственных товаров в Российской Федерации составляет 38%, в Азербайджане, Армении, Беларуси и Казахстане - более 40%, в Кыргызстане, Таджикистане и Украине - свыше 50%.

Доля расходов на непродовольственные товары в России составляет более 35%, в Таджикистане, Кыргызстане, Казахстане и Беларуси - от 28 до 33%, в Армении и Украине - около 22%, а в Азербайджане - 17%.

Помимо этого, доля расходов на услуги в Азербайджане составляет более 40%, в Российской Федерации - свыше 25%, в Кыргызстане, Украине, Беларуси и Казахстане – от 19 до 23%, в Таджикистане - около 15%.

Отрадно, что доля покупки продовольственных товаров стабилизируется, а доля расходов на непродовольственные товары и услуги увеличивается.

На каком уровне сегодня находится обеспечение населения жильем?

Согласно данным обследования, по состоянию на январь-декабрь 2017 года 97,9% населения Узбекистана владеют отдельным домом или квартирой. Данный показатель составляет 99,3% сельского населения. В 2000 году эти цифры соответственно составили 93,7% и 95,4%.

Кроме того, в 2000 году доля домашних хозяйств, жилая площадь на каждого члена семьи в которых была равна 20 кв.м и более, составила 17,1%, а к 2017 году этот показатель возрос до 28,6%.

Эти показатели можно рассматривать как эффективный результат мер, направленных на обеспечение населения жильем, поддержку малообеспеченных и молодых семей.

На каком уровне в республике находятся потребление продуктов питания и обеспеченность населения предметами длительного пользования?

По данным обследования домохозяйств, в январе-декабре 2017 года потребление одного из основных продуктов питания - мяса и мясных продуктов - на душу населения составляло 43 кг и, по сравнению с 2000 годом, оно увеличилось на 127,1%. Также молочные продукты составляли 270 кг (в 1,7 раза больше, чем в 2000 году), яйца - 215 шт. (в 4,6 раза), овощи и бахчевые - 277 кг (в 2,2 раза), картофель - 55 кг (в 1,5 раза), сахар и кондитерские изделия – 31 кг (в 2 раза), фрукты и ягоды - 145 кг (в 3,5 раза).

Более того, уровень обеспеченности населения предметами длительного пользования за период 2000-2017 годов также возрос. Важно  отметить, что большая часть этих товаров, используемых людьми нашей страны, сегодня производится в Узбекистане.

В частности, уровень обеспеченности автомобилями к концу 2017 года составил 44 шт. на 100 домашних хозяйств. Кроме того, количество телевизоров на 100 домашних хозяйств достигло 154 шт., что в 1,7 раза выше, чем в 2000 году, кондиционеров - 34 шт. (увеличение, по сравнению с 2000 годом, в 3,1 раза), электрических пылесосов - 54 шт. (увеличение в 1,8 раза), стиральных машин - 80 шт. (увеличение в 1,1 раза).

Помимо этого, быстрое проникновение средств ИКТ (таких, как персональные компьютеры, настольные, портативные компьютеры (ноутбуки, нетбуки), планшеты, другие карманные компьютеры и мобильные телефоны) в жизнь населения, рост разрешающей способности этих средств изо дня в день предоставляет населению возможность мгновенной связи, обмена информацией, постоянно быть в курсе мировых новостей, а также содействовать активному его участию в общественной жизни.

По итогам 2017 года на 100 домашних хозяйств приходилось 50 персональных компьютеров (в 2000 году этот показатель составлял 0,2 шт.), а также обеспечение сотовыми телефонами в течение 2000-2017 годов увеличилось в 14,4 раза (к концу 2017 года на 100 домашних хозяйств их приходилось 257 шт., т.е. 2,6 мобильных телефонов на каждое домохозяйство).

На основе этой информации можно сделать вывод о том, что сегодня по-прежнему существует потребность в бытовых товарах, в частности в таких, как электрические пылесосы, стиральные машины, компьютеры и кондиционеры, необходимые в повседневной жизни населения.

Также данная информация указывает на существование большого потребительского рынка в Республике Узбекистан, который, в свою очередь, является крупным товаропроизводителем и импортером товаров из-за рубежа.

При оценке уровня жизни населения, наряду с вышеупомянутыми показателями, также используются следующие: развитие и улучшение состояния окружающей среды, наличие необходимой инфраструктуры и ее эффективность, современные требования к системам образования и здравоохранения и удовлетворение ими населения.

В настоящее время правительство принимает ряд нормативно-правовых актов, направленных на повышение уровня жизни людей. Это, в том числе, принятие Государственной программы «Года поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, направленной на развитие предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест путем развития предпринимательства и, на этой основе, увеличение занятости населения, что, в свою очередь, способствует повышению уровня жизни и благосостояния людей.

В последние годы правительство предпринимает ряд мер по обеспечению дешевого жилья для поддержки нуждающих в социальной защите, многодетных и молодых семей. Так, в 2018 году объем строительства аналогичных домов планируется увеличить в 1,5-2 раза.

16 января 2018 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан № УП-5303 «О мерах по дальнейшему обеспечению продовольственной безопасности страны». В соответствии с этим, живой крупный рогатый скот, живые овцы и козы, мясо крупного рогатого скота, баранина или козлятина, соевые бобы, семена подсолнечника, семена кунжута, сахар тростниковый или свекловичный и химически чистая сахароза были освобождены от уплаты таможенных платежей. Указом Президента № ПФ-5354 от 20 февраля 2018 года список отдельных видов продовольственных товаров и сырья, освобожденных от уплаты таможенных пошлин (за исключением сборов за таможенное оформление) до 1 января 2019 года, был расширен. Теперь он включает в себя картофель, в том числе замороженный - один из наиболее важных продуктов, потребляемых населением.

Все эти реформы, осуществляемые в нашей стране, направлены на улучшение качества жизни людей, поскольку мир и спокойствие в стране, благополучие народа и процветание нашей Родины являются высшей целью для всех нас.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ В 2022 ГОДУ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПОВЫШЕНИЮ СТАТИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ
ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
ЕЖЕКВАРТАЛЬНЫЕ ДОКЛАДЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
КАЛЬКУЛЯТОР ИНДЕКСА
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН
  • ГЛАВНАЯ
  • О КОМИТЕТЕ
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА
  • ИНТЕРАКТИВНЫЕ УСЛУГИ
  • ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ
  • ОБРАЩЕНИЯ
  • КОНТАКТЫ
  • Tugmani bosing Tinglash