Welcome to Statistika qo'mitasi   Click to listen highlighted text! Welcome to Statistika qo'mitasi Powered By GSpeech

1 .ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН.

Послевузовское образование направлено на обеспечение потребностей общества в научных и научно-педагогических кадрах высшей квалификации, удовлетворяющих творческое воспитание и профессиональные интересы личности, деятельность организуется как обучение в докторантуре, а также самостоятельное соискательство в высших учебных заведениях и научно исследовательских учреждениях (институты старших научных сотрудников, самостоятельных соискателей).

Рисунок 1

Число учреждений осушествляюших деятельность по подготовке докторантов (2000-2016 годы)

К 2016 году число учреждений осуществляюших деятельность по подготовке докторантов составило 128 единиц и увеличилось в 1,6 раза по сравнению с 2000 годом. В 2016 году к числу учреждений, осушествляюших деятельность по подготовке докторантов входят 65 научных институтов, 63 высших учебных заведения.

Рисунок 2

Численность докторантов (2000-2016 годы)

Введение одноступенчатой системы послевузовского образования с защитой и присуждением ученой степени доктора наук в соответсвии с Указом Президента от.24.07.2012 года №УП-4456 привело к увеличению числа обучающихся на соискании степени доктора наук. В частности, число обучающихся на соискании степени доктора наук увеличилось более чем в 4 раза в 2016 году по сравнению с 2000 годом с 331 до 1370 человек.

В целях кардинального повышения качества и эффективности системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, дальнейшего совершенствования сферы послевузовского образования, расширения возможностей для всесторонней реализации интеллектуального потенциала молодежи в научно-исследовательской деятельности Указом Президента от 16.02.2017 года №УП-4958 была введена двух уровневая система послевузовского образования, включающая «базовую докторантуру» - с защитой диссертации и присуждением ученой степени доктора философии (PhD) в соответствующей отрасли науки и «докторантуру» - с защитой диссертации и присуждением ученой степени доктора наук (Doctor of Science) в соответствующей отрасли науки.

Таблица 1

Динамика обучающихся на докторантуре по отраслям наук (2000-2016 годы)

 

2000г.

2005г.

2010г.

2016г.

Всего

334

183

217

1370

в том числе по наукам:

       

естественные науки

82

51

50

309

технические науки

26

12

21

167

медицинские науки

83

45

30

113

сельскохозяйственные науки

11

8

10

154

общественные науки

93

47

70

348

гуманитарные науки

39

20

36

279

 

В последние годы число старших научных исследователей по отраслям наук растет высокими темпами. В частности, наибольшее увеличение числа учащихся в 2000-2016 годах наблюдалось в сельскохозяйственных науках (в 14 раз больше, чем в 2000 году), гуманитарных (7,2 раза) и технических науках (в 6,4 раза).

На следующем графике приведено изменение обучающихся в докторантуре по отраслям наук.

Рисунок 3

Количество учащихся в учреждениях осуществляющих деятельность по подготовке докторантов по отраслям наук

(2012-2016 годы)

2. ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАЗРАБОТОК

К научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам относятся систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате исследований или практического опыта, и направлены на создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов. В состав разработок включаются: конструкторские, проектные и технологические работы.

Рисунок 4

Число организаций выполнявших научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (2010-2016 годы)

Количество организаций, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками в 2016 году увеличилось на 136 по сравнению с 2010 годом и составило 437 единиц. Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, выполненных собственными силами за 2016 год, составил 396 млрд.сум и увеличился в 3 раза по сравнению с 2010 годом.

Таблица 2

Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в разрезе секторов по отраслям наук в 2016 году, млн.сум

 

Всего

В том числе:

естественные

науки

технические

науки

медицинские

науки

сельскохоз

яйственные

науки

общест

венные

науки

гумани

тарные

науки

Всего

440285,2

143634,3

154625,7

28737,3

36706,1

47288,8

29293,1

в том числе:

             

государственный сектор

178812,9

83044,5

21871,8

15171,9

26481

15161,2

17082,5

предпринимательский сектор

173622,6

42930,8

111779,5

6199,3

5334

6929,1

449,9

сектор высшего образования

82424,6

17659

18683,3

7254,8

4891

22427,8

11508,5

частный некоммерческий сектор

5425,1

-

2291,0

111,2

-

2770,7

252,2

 

В 2016 году большая часть расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в организациях государственного сектора приходится к естественным наукам (46,4 процента от общих затрат), в предпринимательском секторе к техническим наукам (64,4 процента), в секторе высшего образования и в частном некоммерческом секторе к общественным наукам (27,2 и 51,1 процента соответственно).

Таблица 3

Источники финансирования затрат научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, выполненных собственными силами организаций (2000-2016 годы)

 

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2016 г.

Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки выполненных собственными силами, млн.сум

11210,5

36448,1

116121,7

428485,5

в том числе:

всего средств государственного бюджета

4444,1

16307,8

70457,9

247220,2

средства внебюджетных фондов

166,0

2365,2

5824,6

18084,9

собственные средства

1594,1

6273,8

12409,8

95424,1

средства заказчика

4962,8

11289,4

24553,3

64188,9

средства иностранных источников

46,5

211,9

2876,1

3567,4

 

За последние семнадцать лет произошли значительные изменения в структуре источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, выполняемых научными учреждениями республики. В частности, финансирование научно- исследовательских работ, выполненных в 2000 году было в основном за счет привлеченных средств заказчика (46,4 процента от общих затрат), но в последние годы при финансировании научно-исследовательских работ в основном используется средства государственного бюджета (57,7 процента) и собственные средства организаций (22,3 процента). Кроме того, при финансировании научно исследовательских работ значительно увеличилось использование иностранных источников и внебюджетных фондов.

Число специалистов- исследователей, занятых научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками увеличилось на 27,4 процента в 2016 году по сравнению с 2000 годом и составило 31966 человек.

Таблица 4

Число работников выполнявших научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (2000-2016 годы)

 

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2016 г.

Научные работники – всего (включая научно-педагогические кадры высших образовательных учреждений)

36837

34094

36358

36984

в том числе специалисты-исследователи, выполнявшие научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки

25083

26685

30343

31966

из них имеют ученую степень:

       

докотра наук

2009

2353

2549

2242

кандидата наук

8192

8363

9254

8200

 

Рисунок 5

Число специалистов-исследователей, выполнявших научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по отраслям наук

В 2016 году 26,2 процента (8391 человек) от общего числа исследователей выполняли научно исследовательские работы в сфере естественных наук, 20,2 процента (6457 человек) в сфере гуманитарных наук, 18,3 процента (5852 человек) в сфере общественных наук, 35,2 процента (11266 человек) в сфере технических, медицинских, сельскохозяйственных наук.

Информационная служба

Управление распространения информации, международного информационного обмена и общественных связей

Tugmani bosing Tinglash