Welcome to Statistika qo'mitasi   Click to listen highlighted text! Welcome to Statistika qo'mitasi Powered By GSpeech

Розничная торговля

Согласно анализу, повышение уровня жизни населения оказывает влияние на товарооборот розничной торговли.

В частности, по сравнению с 2005 годом товарооборот вырос в 4,8 раза и с 2010 годом в 2,3 раза, по итогам 2016 года товарооборот составил 88 071,6 млрд.сумов и увеличился на 14,4 процента по сравнению с 2015 годом.

Кроме того, на сегодняшний день численность юридических лиц, занимающихся розничной торговлей, составляет более 34,4 тысяч единиц, объем товарооборота по 3850 предприятиям составляет более 1 млрд. сумов.

Рисунок 1

Доля продовольственных товаров в товарообороте розничной торговли составляет 48,5 процента и непродовольственных товаров 51,5 процента. В 2000 году этот показатель составил соответственно 60,5 и 39,5 процента.

В 2016 году по сравнению с 2000 годом доля продовольственных товаров уменьшилась на 12,0 процента, соответственно увеличилась доля непродовольственных товаров.

В результате по сравнению с 2000 годом объем продовольственных товаров увеличился в 4,3 раза, а объем непродовольственных товаров в 9,7 раза.

Рисунок 2

Наблюдается, что на увеличение товарооборота непродовольственных товаров оказало влияние увеличение спроса на автомобили, табачные изделия, бензин и сжатый газ.

Положительное влияние на увеличение объемов розничной торговли оказали регионы с высокими долями товарооборота, такие как город Ташкент (21,9 процента), Ташкентская (10,5 процента), Ферганская (8,7 процента) и Самаркандская (8,6 процента) области. И наоборот, отрицательное влияние оказали области с низкой долей товарооборота: Сырдарьинская (1,8 процента), Джизакская (3,3 процента), Хорезмская (3,8 процента) области и Республика Каракалпакстан (3,3 процента)

Рисунок 3

Доля товарооборота розничной торговли
по регионам, в процентах

Также на высокие темпы роста оказала влияние продажа мяса, включая мяса птиц и мясопродуктов (8,0 процентов от общего объема товарооборота розничной торговли), товаров фармоцевтики (4,3 процента), автомобилей (4,2 процента), плодов, продукции переработки плодов и бахчи (3,7 процента), алкогольных напитков (3,1 процента), овощей (2,8 процента), автомобильного бензина (2,7 процента) и сжатого природного газа (2,2 процента).

Вместе с этим наблюдается понижение в товарообороте розничной торговли объемов крупных предприятий на 8,3 процента по сравнению с 2015 годом.

Их доля от общего товарооборота в 2000 году составляла 25,4 процента, в 2005 году - 11,8 процента, а к 2016 году этот показатель составил 10,4 процента.

Ускоренное развитие малого предпринимательства также является ключевым элементом в отрасли.

В частности, объем розничного товарооборота малого бизнеса увеличился в 4,9 раза к 2005 году, в 2,4 раза к 2010 году, по итогам 2016 года объем розничного товарооборота составил 78935,6 млрд. сумов, это на 17,8 процента больше по сравнению с 2015 годом.

А также, доля малого предпринимательства в обороте розничной торговли увеличилась с 74,6 процента в 2000 году до 88,2 процента в 2005 году, 85,1 процента в 2010 году, 87,1 процента в 2015 году и в 2016 году достигла 89,6 процента.

Рисунок 4

Товарооборот и доля малого предпринимательства

В настоящее время, в результате последовательно реализуемых мер по постоянному улучшению социальной защиты населения, в республике наблюдается рост населения, увеличение его доходов, повысились зарплаты и пенсии населения, и как следствие, изменился спрос на продовольственные и непродовольственные товары, увеличился объем розничный торгового оборота.

Так, при анализе розничной торговли продовольственным товарами, рост продаж яиц в 2016 году по сравнению с 2000 годом увеличился в 19,3 раза, кондитерских изделий – в 8,2 раза, молока и молочных продуктов – в 4,6 раза, растительного масла – в 2,9 раза и мяса и мясных продуктов – в 2,7 раза.

Таблица 1

Товарная структура оборота розничной торговли в Республике Узбекистан, основные продовольственные товары, млрд. сум

Наименование товара

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2015 г.

2016 г.

2016 год к 2000 год
в %

Мясо и мясные продукты

214,6

759,7

2 201,0

6 803,9

6 823,7

2,7 р.

Молоко и молочные продукты

22,5

58,8

203,3

478,1

547,0

4,6 р.

Яйца

13,8

13,8

266,5

999,1

1 092,6

19,3 р.

Овощи

80,9

251,2

803,4

2 202,9

2 405,3

83,0

Картофель

43,2

101,8

249,4

784,2

889,3

121,7

Кондитерские изделия

36,8

82,2

455,1

1 403,5

1 733,4

8,2 р.

Фрукты, арбуз и дыни

97,1

237,8

1 149,9

2 923,7

3 140,0

163,5

Масло растительное

49,8

99,6

370,9

781,7

911,6

2,9 р.

Розничный товарооборот в расчете на душу населения по Республике Узбекистан в 2016 году составил 2765,4 тыс.сум, или на 12,4 процента больше, чем в 2015 году. Розничный товарооборот на душу населения увеличился в 4,8 раза по сравнению с 2000 годом, 3,9 раза - с 2005 годом, 2,0 раза - с 2010 годом .

Рисунок 5

Розничной товарооборот на душу населения, включая предприятия питания, тыс. сум

В структуре розничного товарооборота на душу населения в 2016 году доля продовольственных товаров составила 48,5 процента, непродовольственных товаров – 51,5 процента (в 2000 году продовольственных товаров – 60,5 и непродовольственных товаров – 39,5 процента соответственно).

Рисунок 6

Структура товарооборота розничной торговли, в процентах

По объему товарооборота розничной торговли в расчете на душу населения в 2016 году лидирующую позицию занимал город Ташкент (7998,4 тыс. сум, или 13,0 процента к соответствующему периоду прошлого года), самым низкий показатель - по Республике Каракалпакстан (1635,2 тыс.сум, или 12,4 процента).

Рисунок 7

Согласно анализу, с 2000 по 2016 год введено в эксплуатацию 60 тысяч торговых объектов, и их общее количество увеличилось до 114,3 тысяч. Из общего количества торговых объектов около 42 тысяч (36,4%) расположены в сельской местности.

Рисунок 8

Число объектов розничной торговли, в тысячах единиц

Рисунок 9

Число торговых объектов на 10 000 населения по Республики Узбекистан

Наибольшее количество торговых объектов в городе Ташкенте (19,4 тыс.), наименьшее - в Сырдарьинской области (3,5 тыс.).

Рисунок 10

Доля торговых объектов по регионам, в процентах

А также существуют более 11,6 тысяч организаций питания, из которых 2 тысячи находятся в сельской местности.

В Республике Узбекистан в 2016 году наблюдается увеличения товарооборота организаций питания на 2,6 трлн. сум (26,4% по сравнению с 2015 годом). Удельный вес оборота предприятий питания в общем объеме товарооборота розничной торговли составил 3,0 процента.

Согласно расчетам, можно наблюдать увеличение товарооборота предприятий питания в 5 раз по сравнению с 2000 годом.

Рисунок 11

Товарооборот предприятия питания

Доля негосударственной собственности в структуре товарооборота предприятий питания увеличилась в 2016 году до 97,6 процента против 86,2 процента в 2000 году.

Таблица 2

Товарооборот организаций питания в 2000-2016 годах
по Республике Узбекистан

Наименование показателя

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2015 г.

2016 г.

Товарооборот организаций питания, млрд.сум

52,9

141,5

573,3

1969,5

2608,0

Темп роста к соответствующему периоду предыдущего года,
в процентах

117,8

98,8

119,9

115,4

126,4

Товарооборот организаций питания по формам собственности,
в процентах

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Государственная

13,8

10,8

2,4

3,9

3,3

Негосударственная

86,2

89,2

97,6

96,1

96,7

 

Оптовая торговля

В 2016 году количество юридических лиц, занимающихся оптовой торговлей, превысило 11,9 тыс. Торговый оборот, превышающий более 1 млрд. сумов, отмечен в 3773 организациях.

Товарооборот оптовой торговли в республике составил 38,3 трлн. сумов, наблюдается увеличение на 16,5 процента по сравнению с 2015 годом.

Доля крупных предприятий в оптовой торговле составила 33,9 процента, малых предприятий и микрофирм - 66,1 процента.

В структуре товарооборота оптовой торговли доля продовольственных товаров составила 21,3 процента (8152,3 млрд.сум), доля непродовольственных товаров - 78,7 процента (30149,7 млрд.сум).

Рисунок 12

Товарооборот оптовой торговли, в процентах

Положительное влияние на увеличение объемов оптовой торговли оказали регионы с высокими долями товарооборота, такие как: город Ташкент (доля составляет 45,2 процента от общего товарооборота), Ташкентская (12,3 процента), Самаркандская (8,2 процента) области. И наоборот, отрицательное влияние оказали области с низкой долей товарооборота Джизакская и Навоийская (1,6 процента), Хорезмская (2,0 процентов) области и Республика Каракалпакстан (2,1 процента).

Рисунок 13

Доля товарооборота оптовой торговли
по регионам, в процентах

Информационная служба

Управление распространения информации, международного информационного обмена и общественных связей

ГОЛОСОВАНИЕ
Оценка службы телефонов доверия:
 
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Неудовлетворительно

Tugmani bosing Tinglash