Welcome to Statistika qo'mitasi   Click to listen highlighted text! Welcome to Statistika qo'mitasi Powered By GSpeech

Внешнеторговый оборот республики за 2016 год составил 24309,4 млн.долл.США, по сравнению с прошлым годом 97,5 процента, в том числе со странами СНГ – 8461,5 млн.долл.США (88,6 процента), с другими странами – 15847,9 млн.долл.США (103,1 процента). Объем экспорта - 12178,7 млн.долл.США, импорта - 12130,7 млн.долл.США.

По сравнению с 2000 годом внешнеторговый оборот 2016 года увеличился в 3,9 раза. Удельный вес во внешней торговле стран СНГ составил 34,8 процента, других стран – 65,2 процента.

Если объем экспорта 2000 года был 3264,7 млн.долл.США, то за 2016 год этот показатель достиг 12178,7 млн.долл.США, и темп роста вырос в 3,7 раза. Удельный вес стран СНГ в общем объеме экспорта за 2016 год составил 36,3 процента, других стран – 63,7 процента.

В 2000 году объем импорта был 2947,4 млн.долл.США, а по итогам 2016 года этот показатель вырос до 12130,7 млн.долл.США, и темп роста увеличился в 4,1 раза. Удельный вес стран СНГ в общем объеме импорта за 2016 год - 33,4 процента, других стран – 66,6 процента.

Положительное сальдо экспорта и импорта в 2000 году составляло 317,3 млн.долл.США, этот же показатель за 2016 год составил 48 млн.долл.США (таблица 1).

Таблица 1

Внешнеторговый оборот Республики Узбекистан
за 2000-2016 гг.

млн.долл.США
  2000 г. 2016 г.

2016 год

к 2000 году,

в %

Внешнеторговый оборот

6212,1 24309,4 3,9 р.

страны СНГ

2297,8 8461,5 3,7 р.

другие страны

3914,3 15847,9 4,0 р.

Экспорт

3264,7 12178,7 3,7 р.

страны СНГ

1172,2 4415,3 3,8 р.

другие страны

2092,5 7763,4 3,7 р.

Импорт

2947,4 12130,7 4,1 р.

страны СНГ

1125,6 4046,2 3,6 р.

другие страны

1821,8 8084,5 4,4 р.

Сальдо

317,3 48,0 х

страны СНГ

46,6 369,1 х

другие страны

270,7 -321,1 х

 

В течении 2016 года Узбекистан осуществлял внешнеторговые операции со 175 странами мира, и с 86 странами достиг положительного сальдо.

При этом, если доля стран СНГ во внешнеторговом обороте в 2000 году была 37,0 процента, то этот показатель в 2016 году составил 34,8 процента, по другим странам соответственно вырос с 63,0 до 65,2 процента (рисунок 1).

Рисунок 1

Доля стран СНГ и других стран
во внешнеторговом обороте, в процентах

Удельный вес экспорта стран СНГ вырос с 35,9 процента в 2000 году до 36,3 процента в 2016 году, а с другими странами снизился соответственно с 64,1 до 63,7 процента (рисунок 2).

Рисунок 2

Доля стран СНГ и других стран в экспорте,
в процентах

Доля импорта по странам СНГ за 2000 год составляла 38,2 процента, в 2016 году снизилась до 33,4 процента, с другими странами увеличилась с 61,8 до 66,6 процента (рисунок 3).

Рисунок 3

Доля стран СНГ и других стран в импорте,
в процентах

Благодаря диверсификации структуры промышленности за последние годы в республике изменилась структура экспорта и наблюдается его увеличение почти по всем группам товаров и услуг. Надо отметить, что по сравнению с предыдущими годами стал преобладать экспорт готовой продукции над экспортом сырья и материалов. В частности, в структуре экспорта доля хлопка-волокна в 2000 году составляла 27,5 процента, а по результатам 2016 года составила 5,2 процента, черных и цветных металлов - с 6,6 до 5,8 процента. Удельный вес экспорта вырос по продовольственным товарам с 5,4 до 5,7; химической продукции и изделий из нее - с 2,9 до 6,9; энергоносителей и нефтепродуктов - с 10,3 до 14,1; услуг - с 13,7 до 26,3 и прочих товаров - с 30,2 до 34,2 процента (рисунок 4).

Рисунок 4

Структура экспорта и импорта
Республики Узбекистан

Среди стран СНГ основными внешнеторговыми партнерами являются Россия и Казахстан, среди других стран – Китай, Турция, Афганистан, Иран и Республика Корея.

В настоящее время почти 2000 видов товаров и услуг экспортируются более чем в 168 стран мира (включая страны Европы, СНГ, Азии, Северной и Южной Америки, Африки и Австралии). Начиная с 2000 года количество стран-партнеров по экспорту расширилось на 31 страну (рисунок 5).

Рисунок 5

Крупные партнеры в экспорте Республики Узбекистан

Роль малого бизнеса и частного предпринимательства в экспорте

Благодаря реализации комплексных системных мер по углубле­нию рыночных реформ, улучшению деловой среды, развитию конкуренции и защите частной собственности в последние годы увеличивается количество субъектов малого бизнеса в различных отраслях. Государственная поддержка экспортоориентированных субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства способствовала увеличению их вклада в рост объемов экспорта.

Рисунок 6

Удельный вес малого предпринимательства в экспорте

Как показывает динамика статистических показателей, роль малого бизнеса и частного предпринимательства в социально-экономическом развитии страны с каж­дым годом возрастает.

В 2016 году субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства экспортировано товаров (работ, услуг) на сумму 3223,2 млн.долл.США (26,5 процента от общего объема экспорта), что по сравнению с 2010 годом больше на 80,8 процента и почти в 10 раз больше чем в 2000 году.

Несмотря на то, что большая часть предприятий специализируется на оказании услуг и занимает около 45 процентов в экспорте малого предпринимательства, их деятельность также охватывает и широкий спектр производственных сегментов.

К числу основных экспортируемых продуктов относятся как свежая и переработанная плодоовощная продукция, так и готовые текстильные и кожевенные изделия, современные строительные и отделочные материалы, механические устройства, электрические машины и бытовые товары.

Рисунок 7

За 2016 год более 3000 предприятий малого бизнеса осуществили экспортные поставки в 154 страны мира.

Лидером по количеству предприятий, занимающихся внешней торговлей, и по их выручке от экспортной деятельности является г.Ташкент. Более 1150 предпринимателей обеспечили около 15 процентов экспорта в 2016 году, что составляет 18,3 процента от общего экспорта города.

Второе и третье места занимают Ташкентская и Самаркандская области. По числу малых предприятий и микрофирм, работающих на внешних рынках, они охватывают около 10 процентов и чуть более 9 процентов соответственно.

Рисунок 8

Доля регионов в объеме экспорта малого предпринимательства1)

1) Без учета не распределенных данных по регионам

Немного ниже доля у Андижанской, Ферганской и Наманганской областей. При этом объемы экспорта малого предпринимательства Наманганской области в общем экспорте региона занимает 87,4 процента, Андижанской – 72,0 процента.

Рисунок 9

Удельный вес экспорта малого предпринимательства в общем объеме экспорта региона

Увеличение экспортных поставок — это значимый ресурс для развития страны. Несмотря на наличие отдельных субъектов предпринимательства ведущих устойчивую внешнеэкономическую деятельность, в целом экспортные возможности предприятий реализуются не в полном объеме. Говоря о причинах можно назвать нехватку информации о возможностях и требованиях зарубежных рынков, высокую конкуренцию за рубежом, а также сложности с организацией коммуникации с зарубежными партнерами.

Руководитель информационной службы Акром Султонов

Управление распространения информации, международного информационного обмена и общественных связей

ГОЛОСОВАНИЕ
Оценка службы телефонов доверия:
 
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Неудовлетворительно

Tugmani bosing Tinglash