Welcome to Statistika qo'mitasi   Click to listen highlighted text! Welcome to Statistika qo'mitasi Powered By GSpeech

1. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Как известно, дошкольное образование, являющееся началом непрерывного образования, играет важную роль в развитии детей и подготовке к систематическому образованию. Охват детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольными образовательными учреждениями в Республике Узбекистан в 2016 году составляет 23,8% от соответствующего возраста населения. По состоянию на 1 января 2017 года количество дошкольных образовательных учреждений в стране составляет 5138 единиц, из которых 3065 единиц находится в городской местности, 2050 - в сельской местности . Из 690975 детей, воспитываемых в них, 53% составляют мальчики, а 47% - девочки .

Рисунок 1

Охват детей дошкольными учреждениями, в процентах (2013-2016 годы)

Таблица 1

Основные показатели дошкольных образовательных учреждений в 2016 году, единиц

Количество дошкольных образовательных учреждений

Количество мест

Количество детей

Из них девочек

Количество детей в расчете на 100 мест, человек

5138

721760

690975

326905

96

Город

3065

486054

457511

219188

94

Село

2050

230889

204089

97298

88

 

Рисунок 2

Распределение дошкольных образовательных учреждений по сельской и городской местностях, в разрезе территорий (единиц) (2016 год)

Возрастающая эффективность использования существующих мест в дошкольных образовательных учреждениях показана на рисунке 3. Если в 2010 году в стране на каждые 100 мест приходилось 76 детей, то к 2016 году этот показатель достиг 96. Это означает, что растет спрос на дошкольные образовательные учреждения.

Рисунок 3

Количество детей в дошкольных образовательных учреждениях и количество детей в расчете на 100 мест в динамике (2010-2016 годы)

При анализе количества детей,в расчете на 100 мест, в разрезе регионов наблюдался недостаточность мест в Андижанской, Кашкадарьинской, Самаркандской областях и в городе Ташкенте (рис. 4). , Нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях также наблюдается и в сельской местности Джизакской области и в городской местности Навоийской области.

Рисунок 4

Среднее число детей, в расчете на 100 мест, с распределением их по регионам в 2016 году

Численность педагогических кадров, работающих в дошкольных учреждениях, составляет 59688 человек, из которых 21,9% - с высшим образованием, 76,4% - со средним специальным педагогическим образованием. В общем количестве педагогических кадров, имеющие 15-летний опыт работы составляют 30,6 процентов, в том числе 30,2 процента - в сельской местности.

Рисунок 5

Педагогический персонал дошкольных образовательных учреждений, в 2016 году.

2. ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН.

В 2016/2017 учебном году в 9719 общеобразовательных школах обучались 4825,0 тыс. учащихся, из которых 2252,9 тысяч обучались в 6015 общеобразовательных школах в сельской местности. Количество общеобразовательных школ по сравнению с 1991 годом увеличилось на 13,6 процентов (8557). Однако из них 67,2 процента работают в две смены и 0,1 процента в три смены. При анализе этого показателя по регионам наибольший процент наблюдается в Джизакской (81,0%), Республике Каракалпакстан (78,1%), Сурхандарьинской (74,9%) и Ташкентской (69,3%) областях. В общеобразовательных учреждениях 1314,8 тыс. учеников обучаются во второй и третьей сменах (рис 7).

Рисунок 6

Основные показатели общего среднего образования (1991-2016 годы)

Рисунок 7

Распределение общеобразовательных учреждениий по сменности занятий, в процентах (2012-2016 годы)

Республика Узбекистан по охвату населения общее средним образованием, в частности начальным, находится в одном ряду с развитыми странами (рис. 8).

Рисунок 8

Степень обеспеченности населения начальным образованием (%)

Источник: Государственный Комитет Республики Узбекистан по статистике (2016г) и институт статистики ЮНЕСКО (2015-2016 годы)

Один из показателей, отражающий важную информацию о состоянии образования в стране, это соотношение числа учащихся, приходящихся на одного учителя. Этот показатель рассчитывается отношением общего числа учащихся к общему число учителей. В 2016 году в Республике Узбекистан в общеобразовательных школах, на одного учителя приходящееся число учащихся составлило 12,06 (рис. 9).

Рисунок 9

Число учащихся, приходящееся на одного преподавателя, по территории, 2016 год

В 2016 году по сравнению с 1991 годом, число учащихся, приходящееся на одного преподавателя, особенно по городу Ташкенту и Ташкентской области ощутимо выше относительно других регионов (рис. 10).

Рисунок 10

Изменения по показателям, числа учащихся, приходящегося на одного преподавателя по территориям за 1991-2016 годы

3. СРЕДНЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН.

В Республике Узбекистан количество академических лицеев в 2000 году составляло 46, а в 2016 году достигло 144, количество профессиональных колледжей в 2000 году составляло 241, а в 2016 году достигло 1422 единицы (рис. 11).

 

Таблица 2

Основные показатели средне специального, профессионального образования (2000-2016 годы)

 

Академические лицеи

В них учащиеся Преподаватели Профессиональные колледжи В них учащиеся Преподаватели (тыс.чел)
             

2000г.

46 9,8 1,8 241 59,5 9,1

2005г.

77 37,3 4,4 878 853,3 55,6

2010г.

143 108,3 9,3 1396 1514,8 106

2016г.

144 101,3 9,5 1422 1358,1 100,2

 

Рисунок 11

Число академических лицеев и профессиональных колледжей (2000-2016 годы)

В системе среднего специального профессионального образования в Республике Узбекистан в 2016 году число учеников в академических лицеях составляет 101339 человек , а в профессиональных колледжах - 1358064. Этот показатель вырос в 10 раз в академических лицеях и в 23 раза в профессиональных колледжах по сравнению с числом учащихся в 2000 году (рис. 12).

Рисунок 12

Динамика числа учащихся академических лицеев и профессиональных колледжей, тыс. учеников (2000-2016 годы)

Некоторое снижение числа учащихся академических лицеев и профессиональных колледжей в 2016 году в полной мере отражает демографическую ситуацию в Республике Узбекистан.

4. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН.

В Республике Узбекистан в системе высшего образования идут преобразования, как в качестве, так и в количестве. Если в 1991 году количество высших образовательных учреждений составляло 52 учреждения, то к 2016 году этот показатель увеличился на 34,6 %, то есть составил 70 учреждений (рис.13).

Таблица 3

Основные показатели высшего образования (1991-2016 годы)

 

Количество высших образовательных учреждений

Число студентов
(тыс. чел)

Профессорско- преподавательский состав (тыс. чел)

Число студентов, приходящееся на одного преподавателя

1991г.

52

340,9

...

...

1995г.

58

192,1

19,9

9,6

2000г.

61

183,6

18,4

10,0

2005г.

62

278,7

23,1

12,1

2010г.

65

274,5

23,0

11,9

2016г.

70

268,3

24,0

11,2

 

Рисунок 13

Количество высших образовательных учреждений и число студентов на одного преподавателя (1991-2016 годы)

Если в высших образовательных учреждениях в 2005 году на каждого преподавателя приходилось 12,1 студентов, то в 2016 году этот показатель составил 11,2 студентов.

Рисунок 14

Соотношение числа студентов, приходящихся на одного преподавателя в высших образовательных учреждениях в некоторых странах

Из приведенного выше материала следует, что высшему образованию в республике уделяется большое значения. На протяжение ряда лет в территориях открывают филиалы ведущих вузов страны и зарубежья (в городе Ташкенте), вводятся новые специальности.

 

Руководитель информационной службы Акром Султонов

Управление распространения информации, международного информационного обмена и общественных связей

ГОЛОСОВАНИЕ
Оценка службы телефонов доверия:
 
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Неудовлетворительно

Tugmani bosing Tinglash